На пути к COP-26: глобальные усилия по предотвращению изменения климата и роль России в данном процессе
COVID-19 напрямую повлиял и на мировую экологию: на 2021 год перенесен всемирный климатический форум COP-26. Это означает, что самые важные переговоры по климату за последние пять лет не состоятся. В 2019 году представители мировых держав не смогли договориться о таких аспектах, как компенсация выбросов углерода и финансовая помощь разувающимся странам, и теперь вернуться к этим насущным вопросам они смогут только в следующем году. Тем не менее, работа по восстановлению климата продолжается. Во время онлайн-конференции, организованной Российским партнерством за сохранение климата при поддержке ИД «Коммерсантъ», эксперты поговорили о мерах, которым в ближайшем будущем планируют придерживаться развитые страны в области климатической политики, о том, что будет делать бизнес в связи с этим, и какие изменения всех нас ждут на пути к развитию программы низкоуглеродного будущего.
Мировая экономика постепенно начинает восстанавливаться после последствий внезапной пандемии. Несмотря на то, что эта работа тяжела для всех без исключения мировых держав, многие страны заявили о своей готовности следовать по «зеленому пути» в этом направлении. В частности, Европейский Союз объявил о том, что будет придерживаться данной стратегии, а вслед за ним и ряд других стран также включили «зеленые» меры восстановления экономики в свои программы развития. Мир потихоньку движется по пути к углеродной нейтральности, отметила модератор конференции, журналист-эксперт «Ненецко-русского обмена» (Берлин), директор Бюро экологической информации Ангелина Давыдова. Вся эта мировая активность, конечно же, оказывает существенное влияние как на российский бизнес, так и на Россию в целом.
Планета у нас одна, а, следовательно, проблемы изменения климата для всех стран едины. В отличие от экономики, которая оказалась в сложной ситуации из-за пандемии COVID-19, по большому счету, разового явления, наша экология испытывает кризис постоянно. Одна из существенных проблем – потепление климата. Во многих городах мира, и в России в том числе, это воздействие на окружающую среду ощущается очень сильно. Рост температуры увеличился в среднем в два раза! Лесные пожары и таяние льдов напрямую влияют на этот показатель. На борьбу с климатическими бедствиями выделяются большие ресурсы. Великобритания, например, активно инвестирует в решения, позволяющие сохранить климат: более 94 млрд фунтов стерлингов, было выделено на природоохранные мероприятия, созданы 400 тыс. новых рабочих мест, — к 2030 году этот показатель планируется увеличить до 2 млн.
В поддержку окружающей среды запускаются различные программы. Одна из самых известных, количество участников которой постоянно растет, — это так называемая «Гонка к нулю». В этот альянс уже входит больше 120 стран мира, среди которых и представители бизнеса, например, более 40 крупных холдингов. В общей сложности, на участников данной программы приходится более 50% мировой экономики. При этом большую роль в ее продвижении играют инвесторы и финансовый сектор. В частности, действует правило, которое обязывает компании-участников нулевой гонки предоставлять информацию о своих климатических мероприятиях и бюджетах. Ряд финансовых институтов и вовсе заявили, что прекратят поддерживать те производства, которые угрожают климату. В результате, к середине текущего года 53 компании были исключены из списка получателей финансирования, делится мировым опытом представитель Правительства Великобритании по климатическим действиям UNFCCC Найджел Топпинг.
«Все это уже происходит в реальной экономике, — говорит Найджел Топпинг. – Возьмем для примера компанию Amazon. Это самый крупный в мире ритейлер. Он пообещал добиться нулевых выбросов к 2040 году. Причем речь идет не только про склады, но и всю цепочку поставок: то есть все партнеры, которые работают с Amazon, также должны добиться нулевых выбросов, конечно, если и дальше хотят сотрудничать с компанией. Это решение привело ритейлера к тому, что он закупил 100 тыс. электромобилей. Другой пример – компания Apple, которая также заявила, что придет к нулевым выбросам уже к 2030 году. Mercedes объявил о дедлайне к 2039 году. Не остался в стороне и Илон Маск. Все компании идут по этому пути», — подчеркнул эксперт.
Переход на безуглеродную экономику – вопрос решенный, уверен г-н Топпинг. Главное, о чем сейчас нужно думать – это скорость такого перехода. Для мировых держав в этом отношении наступило удивительное время больших возможностей. Продукты из арсенала «зеленого пути» растут экспоненциально! Мир меняется очень быстро, а значит и представителям бизнеса необходимо быстро реагировать на возникающие вызовы. Те, кто успеет встать на путь перехода к новой, чистой, эффективной экономики, безусловно, выиграют, а все, кто мешкают и продолжают инвестировать в старые методы, окажутся в проигрыше – как минимум они не смогут представлять свои активы на Лондонской бирже, а их бюджеты продолжат разъедаться неэффективным распределением финансовых средств. Как максимум, такие компании потеряют долю на рынке.
Для российского бизнеса вопрос перехода к зеленой экономике актуален, при этом потенциал страны в этом отношении огромен. В России сформирована сильная база по инновациям для различных отраслей бизнеса, поэтому наша страна может стать одним из самых активных игроков гонки к нулевым выбросам. Тем более, что российские компании входят в перечень участников программы «Гонка к нулю», стремятся занимать в этом списке достойное место и своевременно реагировать на текущие вызовы. Главное здесь – действовать быстро.
Однако скорость принятия решений нас, к сожалению, подводит. Разработка законопроекта об углеродном регулировании в России, например, продолжается уже три года, и не закончена до сих пор. По словам советника Президента, специального представителя Президента по вопросам климата Руслана Эдельгериева, на пути этого закона постоянно встречаются вызовы, а большинство дискуссий проходит вокруг его экономического аспекта.
Другая проблема – отсутствие четкого взаимодействия на международной площадке. Между странами сегодня продолжается конкуренция по вопросам внедрения мер и инструментов сохранения окружающей среды, что осложняет развитие климатической политики. Мировому сообществу остро необходимо выработать единый вектор движения, убежден чиновник. Российская Федерация, в свою очередь, разрабатывает ряд нормативных актов, которые призваны обслуживать Парижское соглашение и вести нашу экономику по пути декарбонизации. Базовый и интенсивный сценарии развития «зеленой» экономики сформированы, а ряд ключевых нормативных документов находятся на этапе финальных дискуссий и в скором времени будут приняты.
Пока законодательные документы готовятся, российские компании не стоят на месте и вслед за мировыми трендами внедряют меры для сохранения климата и на своих производствах. Компания «Лукойл», например, заявила о выходе к нулевым выбросам к 2050 году. Заметные технологические прорывы в этом отношении демонстрирует и металлургическая область. Таким образом отечественные компании добровольно выступают с инициативами по вопросам безопасности окружающей среды и ведут себя в соответствии с вызовами нового времени.
На пути внедрения стратегии низкоуглеродного развития в России стоит немало трудностей, отметил исполнительный председатель совета директоров EN+ Group Лорд Грегори Баркер, но вместе с тем здесь представлены и огромные возможности для роста «зеленой» экономики. Вывод эксперта базируется на трех факторах – человеческом, финансовом и природном капитале, которыми богата наша страна. Во-первых, в России доступна огромная научная база и сильны традиции, благодаря которым создание инноваций стало возможно и привело к разработке новых продуктов и новых подходов к вопросам сохранения климата в том числе. Амбициозным целям, которые стоят перед Российской Федерацией в области развития модели низкоуглеродного будущего можно только позавидовать, подчеркнул Лорд Баркер.
Что касается возможностей на финансовом рынке, то отечественные компании, представленные в данном сегменте экономики, тоже широко и успешно пользуются новыми технологическими разработками. Многие банки, например, оцифровали свою деятельность, разработали и вывели на рынок новые продукты, предлагают отличные решения, которые подходят как крупным холдингам и гигантам отрасли, так и представителям среднего и малого бизнеса, позволяя им обеспечивать приток необходимого финансового обеспечения и завоевывать долю на внешнем рынке в том числе.
Ну и конечно же, Россия – это сверхдержава в области природных ископаемых. Потенциал нашей страны по развитию возобновляемых, чистых природных источников энергии по-настоящему огромен. По оценке эксперта, именно в отношении России можно говорить о возможности быстрого развития водородной экономики: этот сектор большими темпами растет во всем мире, но у Российской Федерации есть все шансы стать абсолютным лидером в этом направлении. Окружающая среда сама предлагает решения, благодаря которым цель по нулевым выбросам будет достигнута.
«Одна из целей конференции СОР-26 – тема того, чтобы природный капитал был вторичным пунктом повестки дня, но, при этом, не менее ценным, — подчеркнул важность будущего мероприятия Лорд Баркер. – И больше всего рассказать миру об этом может как раз Россия! По показателям трех важнейших факторов, как люди, финансы и природные богатства, российский бизнес может стать сверхуспешным».
Несмотря на все оптимистичные оценки мировых экспертов, полностью отказаться от тепловой генерации, в силу определенных причин, отечественное производство не может. По крайней мере, пока. Тем не менее, переход на низкоуглеродную экономику стоит в приоритете многих компаний. Для деятельности РусГидро, например, этот аспект является важнейшим, заверил член правления, первый заместитель генерального директора – главный инженер компании Борис Богуш. Главная задача энергетического холдинга, вплоть до 2025 года, заключается в повышении энергоэффективности за счет использования альтернативных источников – солнечной и ветровой генерации, работы гидростанций. По словам эксперта, они позволяют существенно снизить выбросы парниковых газов, увеличить установленную мощность на основе низкоуглеродной генерации.
Замещение выбывающей мощности тепловой генерации происходит за счет строящихся более экологически чистых тепловых гидростанций, работающих на газовой мощности, а также за счет ввода новых малых гидростанций. Активно идет реализация программы повышения энергоэффективности на тепловых электростанциях и реализация проектов солнечных и ветровых электростанций. Гидроэнергетические объекты в процессе производства энергии не используют технологию сжигания ископаемого топлива, что подтверждает статус гидроэнергетики как одного из наиболее чистых видов генерации. По данным международной ассоциации Гидроэнергетики, гидростанции в мире вырабатывают более четыре тысячи тераватт часов электроэнергии каждый год. В результате строительства и модернизации энергоэффективных объектов гидрогенерации происходит снижение потенциальных выбросов парниковых газов. В 2019 году выработка объектом гидрогенерации группы РусГидро составила 110 млрд киловатт часов, что, в свою очередь, позволяло не использовать до 38 млн тонн топлива, а это эквивалентно объему выбросов парниковых газов объемом более 40 млн! Цифры доказывают, что вклад в снижение загрязнения окружающей среды объектами гидрогенерации достаточно весомый, подчеркнул г-н Богуш.
Российский бизнес активно поддерживает развитие климатической политики, соглашается с коллегами директор дирекции по работе с проектами в области экологии и энергоэффективности Сбербанк Всеволод Гаврилов. На сегодняшний день вопрос стоит только в том, какие цели ставят перед собой компании, в степени их амбициозности и в наличии ресурсов для достижения. Банковская система, в свою очередь, сохраняет по отношению вопросов развития «зеленой» экономики оптимистичные, но сдержанные настроения. ESG стратегий поддерживаются не менее 80% российских компаний, примерно у половины уже одобрены и приняты соответствующие программы, и в 60% присутствует климатическая ответственность. Представители российского бизнеса развивают климатическую политику на своих производствах, понимая, что принадлежность к новой «зеленой» экономике позволит и дальше конкурировать на рынке. Многие берутся за внедрение амбициозных корпоративных программ и не боятся закладывать под это внушительные финансовые ресурсы.
Банки, в свою очередь, также разрабатывают новые продукты, которые способны помочь компаниям решать задачи по сохранению окружающей среды. Сбербанк, например, тестирует «зеленые» продукты, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ, а в перспективе и выбросов парниковых газов. Таким образом задачи по снижению негативного воздействия на климат решаются совместными усилиями всеми заинтересованными участниками рынка. Кооперация здесь является важной и необходимой работой, потому что именно за ее счет достигается положительный синергетический эффект, убежден эксперт.
Ярким примером совместной работы бизнеса, промышленного производства и финансового института стала сделка Росбанка и компании «Полиметалл», одного из лидеров по добыче золота в России. Золотодобытчик серьезно относится к климатической повестке, поэтому специально для него банк разработал программу, по условиям которой размер процентной ставки по кредиту компании напрямую зависел от показателей KPI в вопросах сохранения окружающей среды, делится подробностями сделки председатель правления Росбанк Илья Поляков. В числе таких показателей значатся такие пункты, как внедрение системы климатического менеджмента, обеспечение безопасности хранилищ и снижение объемов использования свежей воды. Соответственно, чем выше KPI, тем ниже размер кредитной ставки. Для компании это стало дополнительным преимуществом в работе.
В процесс развития стратегии низкоуглеродной экономики вовлечены как сами банки, так и главный регулятор финансового рынка – Центробанк, который активно поддерживает это направление. На базе Центрального Банка создана рабочая группа по разработке концепции долгосрочных инвестиций, где финансирование в «зеленые» инициативы и социальные проекты стоит в топе актуальных задач. В том числе эта группа обсуждает такие практичные вещи, как дифференциация нагрузки на капитал по финансированию «зеленых» проектов. По оценке эксперта, в случае, если по этому вопросу появятся какие-то конкретные решения, это станет огромным плюсом для всей банковской системы, поскольку позволит распределять ресурсы на приоритетные «зеленые» задачи.
Казалось бы, инициативы по развитию климатической политики в России со стороны отечественных компаний постоянно проходят, многие представители бизнеса в частном порядке решают свои задачи в этом направлении, внедряют технологии и программы, направленные на сохранение климата. Тем не менее, эта деятельность сильно разобщена – каждый у себя занят своими полезными делами. Это в очередной раз доказывает, что правильной нормативной базы, в полной мере отвечающей требованиям мировых стандартов, у нас в стране пока нет. На сегодняшний день все, что делается в рамках отдельных компаний, остается на внутреннем рынке, тогда как главная цель российской экономики – выход на международный рынок. Безусловно, работа в этом направлении ведется, но с учетом современных вызовов и мировых трендов, действовать нужно быстрее.