Layer 1

Корпоративный комплаенс и управление бизнес-рисками

26 сентября 2019 Четверг
Место проведения: Москва, Новинский бульвар, 8/2, отель «Лотте», зал «Сапфир»
Корпоративный комплаенс и управление бизнес-рисками

Конференция «Корпоративный комплаенс и управление бизнес-рисками» прошла в Москве

26 сентября 2019 года ИД «Коммерсантъ» совместно с компаниями «Лаборатория Касперского», Институт Комплаенса и Alvarez & Marsal провел ежегодную конференцию «Корпоративный комплаенс и управление бизнес-рисками». Представители бизнеса, консультанты, чиновники и журналисты обсудили последние новости из сферы управления рисками, поделились кейсами из различных отраслей экономики, а также единодушно пришли к выводу, что самая главная задача комплаенс-служб — это превентивное устранение рисков, а не борьба с их последствиями. Модератором мероприятия стал Александр Московкин, руководитель блока «Право» на сайте «Российской газеты».

Открывшая конференцию Маргарита Хоменко из Международной Комплаенс Ассоциации и экс-начальник управления по комплаенс X5 Retail Group рассказала о методиках совершенствования и эволюция комплаенс-процедур в компании с учетом международного опыта и его применимости в российских реалиях. Хоменко отметила важность западных практик и их последовательного применения для того, «чтобы менеджмент мог принимать обоснованные долгосрочные решения и понимать, где находится компания с точки зрения регуляторики, куда необходимо направить дополнительные ресурсы и как именно наилучшим образом защитить бизнес».

Руководитель проекта Transparent Deal из «Лаборатории Касперского» Сергей Светушкин остановился на вопросах автоматизации и диджитализации в комплаенсе. Светушкин отметил, что, так как комплаенс-подразделения даже крупных компаний обычно малочисленны, задача снять с них наиболее рутинные процедуры чрезвычайно актуальна. «Безграничные возможности открываются в этом смысле в сфере анализа big data и выявления конфликта интересов сотрудников»,— считает он. По словам спикера, системное внедрение автоматизации в сфере комплаенса способно преобразить компанию и значительно улучшить управляемость в целом и управление рисками в частности.

Доклад Владимира Кожина, заместителя гендиректора по технологическому развитию Института Комплаенса, был посвящен вопросам цифровой трансформации комплаенса и переходу к E-Compliance. «Есть две существенные проблемы в этой сфере,— отметил докладчик.— Во-первых, legal tech в целом находится в зачаточном состоянии и, во-вторых, при внедрении любого программного решения менеджмент склонен считать, что теперь в его распоряжении появилась волшебная пилюля, которая может решить все проблемы управления рисками. Разумеется, это не так». По мнению Кожина, часто многие проблемы в сфере комплаенса решает не автоматизация, а простой отказ от сложившихся практик из 90-х годов и последовательное обучение всех сотрудников организации хотя бы основам управления рисками.

Директор по комплаенсу и этике AB InBev Efes Евгений Глазов рассказал о стандартах комплаенс-процедур в России в контексте применимости международного опыта в местных реалиях. Глазов отметил, что практики (их 10), сформулированные в материнской компании (так называемый Кодекс делового поведения), успешно и последовательно применяются в России. Кроме того, все сотрудники его компании проходят специальное электронное обучение основам комплаенса, а также при необходимости проходят проверки.

Михаил Чувыкин, директор практики «Споры и расследования» из Alvarez & Marsal, рассказал об аутсорсинге и косорсинге комплаенс-задач. «Мы успешно аутсорсим рутинные задачи по комплаенсу, разгружая высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых сотрудников для более важной работы»,— сказал Чувыкин. Косорсинг, то есть совместное с внешним провайдером выполнение комплаенс-задач, по словам Чувыкина, также эффективно помогает выстроить качественную систему управления рисками прежде всего за счет высвобождения времени наиболее квалифицированных сотрудников, например, для проведения точечных корпоративных расследований.

Сергей Лапин, первый вице-президент и руководитель направления по делам о соблюдении этических и бизнес-норм БИОТЭК, остановился на анализе роли комплаенс-службы во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами. По словам Лапина, здесь важно, чтобы комплаенс-служба была погружена во все, что происходит в компании, и находилась в постоянном контакте с юридической службой и службой безопасности. Многих проблем можно избежать, следуя простым и устоявшимся практикам: например, беседа со следственными органами только в присутствии адвоката (а не сотрудника юридического отдела), системное получение обратной связи по результатам всех входящих запросов и т. д.

Тамара Меребашвили, заместитель гендиректора «Интер РАО», рассказала об отраслевых особенностях комплаенса в энергетике. Завершившая конференцию Маргарита Смолина, юридический советник по коммерческим вопросам Coca-Cola Россия, рассказала об успешном опыте Coca-Cola по сертификации системы комплаенса в ФАС, что помогло сократить количество потенциальных вопросов к компании со стороны контролирующих органов.

Поделиться: