E-КоммерсЪ в России 2020. New retail. New opportunities
Жаркие споры о том, поглотит ли электронная коммерция традиционный ритейл, которые уже несколько лет не утихают среди игроков рынка, постепенно меняются на более актуальные дискуссии — способствует ли росту e-com развитие маркетплейсов, стоит ли инвестировать в логистику и переходить на режим доставки за 15 минут, вкладывать ли дальше ресурсы в инфраструктуру интернет-торговли, и изменится ли в связи с этим управление цепочками поставок. Ответить на эти вопросы попытались участники конференции «E-КоммерсЪ в России 2020. New retail. New opportunities» от ИД «Коммерсантъ».
Возросший потребительский опыт в e-com привел к тому, что ситуация на рынке интернет-торговли меняется, и в перспективе к 2021 году доля онлайн-покупок в России составит 25%. Вдвое больше, чем сегодня. При этом рынок занят несколькими крупными игроками. По мнению Федора Вирина, партнера Data Insight, на сегодняшний день только шесть крупных торговых платформ отвечают за все, что представлено онлайн. В ближайшие два-три года лидерство этих онлайн-площадок на российском рынке сохранится.
Председатель комитета по торговле «Деловая Россия» Алексей Федоров, в свою очередь, надеется, что ведущие игроки e-com, несмотря на сохранение своих позиций, все же начнут плотно взаимодействовать друг с другом. По словам эксперта, сотрудничество крупных торговых онлайн-платформ позволит сократить количество пунктов выдачи заказов, которыми российский рынок на сегодняшний день пресыщен. Расширяя свое присутствие, каждая из интернет-площадок инвестирует большие ресурсы в открытие ПВЗ под своей вывеской, что, безусловно, обеспечивает быстрые сроки доставки посылок и высокий уровень комфорта для покупателя, но при этом перегружает инфраструктуру городской логистики.
Действительно, количество пунктов выдачи заказов в Москве велико — ПВЗ можно встретить буквально на каждом углу. Тем не менее далеко не все российские города в должной мере обеспечены пунктами самовывоза, убеждена Надежда Романова СЕО компании PickPoint. В регионах наблюдается явная их нехватка, притом что доля онлайн-покупок за пределами городов-миллионников также стабильно растет. В 2019 году, по оценке эксперта, на одного человека в среднем приходилось по пять посылок. При этом желание забрать свою доставку самостоятельно, в удобное время и желательно поближе к месту работы или дому намного выше, чем возможность заказать курьерскую доставку.
На фоне активного роста популярности пунктов самовывоза все больше игроков рынка торговой недвижимости обращают на него внимание и используют в качестве инструмента дальнейшего развития. ПВЗ устанавливают у себя небольшие традиционные магазины, формируя тем самым сообщество лояльных, а главное, постоянных потребителей. Собственные сети пунктов выдачи развивают онлайн-гиганты, и даже банки стараются не отстать от этого современного тренда.
Пункты выдачи заказов, постаматы и курьерская доставка — три направления, которые определила для себя на 2020 год компания «СберЛогистика». До конца текущего года ПВЗ с обязательным присутствием консультанта в нем появятся в 2500 отделений Сбербанка. Сеть покроет 870 городов России. Оставшиеся отделения планируется оборудовать постаматами, которые будут работать на прием и выдачу посылок. По мнению экспертов, это позволит сделать процесс получения посылки более понятным и удобным для большего количества конечных потребителей. Сергей Малышев, генеральный директор «СберЛогистики», отметил, что на сегодняшний день формируется совершенно новый сервис, именно такой, в котором нуждаются клиенты онлайн-шопинга.
Современный e-com, безусловно, развивается вокруг клиента, старается угодить, удержать и поэтому формирует удобную и понятную инфраструктуру, в первую очередь логистическую. Для любого интернет-магазина, будь то небольшой магазин или крупный игрок, как Ozon, Wildberries или AliExpress, например, ключевым инструментом развития бизнеса остается именно логистика. Оборот компании растет быстрее при наличии точек выдачи заказов, убежден директор по маркетингу Goods.ru Андрей Осокин. При этом совсем не обязательно вкладывать личные средства в развитие логистики — некоторые маркетплейсы успешно используют уже построенные сети. Сэкономленные на таком партнерстве с логистическими компаниями средства площадки вкладывают в техническое развитие своих платформ.
Проблемы с сервисным решением — одна из основных у игроков современного e-commerce. Потенциальных партнеров, желающих подключиться к маркетплейсу, сегодня много, но техническим требованиям площадки отвечают далеко не все. Некоторые крупные онлайн-площадки инвестируют в инфраструктуру партнеров, которых считают перспективными, но такие случаи крайне редки. В большинстве случаев крупный e-com испытывает сложности с подключением малого и среднего онлайн-бизнеса. По мнению коммерческого директора «AliExpress Россия» Сергея Черемисина, продавец должен выходить на маркетплейс с четко проработанными и настроенными инструментами по формированию цены и наличия хорошего ассортимента товара.
Примечательно, что крупные компании, развивающиеся в сфере электронной коммерции, сами создают свои технологические инструменты. Некоторые маркетплейсы даже серьезно воспринимают себя как IT-компании, просто потому что легче бывает создать что-то с нуля, чем дорабатывать и интегрировать партнерские решения. Татьяна Умряева, директор сервиса «Яндекс.Маркет», отметила, что культура инноваций в любом случае должна присутствовать в любой компании, которая нацелена на долгое и успешное присутствие на рынке.
Наличие разнообразного ассортимента на онлайн-площадке — также один из ключевых инструментов дальнейшего роста электронной торговли. Люди все чаще покупают товары ежедневого спроса в интернете, поэтому и требование к онлайн-магазинам растет. Если в офлайн-магазине достаточно поставить на полку 10 разных пачек молока, то в онлайн их должно быть как минимум в два раза больше, убеждена заместитель гендиректора по развитию корпоративных отношений и связей с индустрией Ozon Мария Заикина. Развивать ассортимент маркетплейс может только за счет своих партнеров. Круг замкнулся — мерчанты обеспечивают площадке спрос, логистическая инфраструктура позволяет быстро отрабатывать удовлетворение этого спроса.
Таким образом, в ближайшие два-три года на рынке электронной торговли будет наблюдаться конкурентная борьба между маркетплейсами. По мнению независимого эксперта Евгения Щепелина, развернется она прежде всего за аудиторию. Для этого онлайн-площадкам необходимо обращать внимание не только на интеграцию продавца, но и на контент самой платформы, жестко контролировать цены на своих ресурсах и заниматься маркетингом. Этот пласт работ на рынке современного e-commerce пока полностью отсутствует.
Между тем логистика все больше превращается в сервис — услугу по доставке посылки от двери до двери. На этом фоне эксперты отмечают, что подавляющее количество перевозок на логистическом рынке остаются автомобильными. Ключевыми трендами в сфере грузоперевозок сегодня генеральный директор «Лорус Эс Си Эм» Ольга Наумова называет тотальную цифровизацию и возможность агрегировать разные виды транспортных задач, одновременно использовать решения, влияющие на сокращение скорости и повышения качества перевозки для конечного потребителя.
Законы, по которым движутся логистические процессы начинают диктоваться конечным потребителем. Директор стратегического развития ПЭК Даниил Кудрявцев, поддерживая дискуссию, согласился с тем, что основные желания клиента сегодня — получить свою покупку быстро и дешево. Отвечая требованиям современного покупателя, логистика меняется: если раньше цепочка поставки строилась по принципам b2b, то сегодня это чистое b2c. Компаниям, занимающимся поставками, приходится менять как режим работы, так и собственную ментальность. На первый план выходит вопрос управления товарными запасами. Эксперты уверены, что поставки в сфере электронной коммерции все больше будут сводиться к интеграции с партнерами, поскольку именно она позволит поддерживать скорость и доступность доставки.
В условиях современного роста онлайн-торговли существенно меняться приходится и складским комплексам. Такое понятие, как универсальность склада, на которое ровнялись помещения десять лет назад, больше не соответствует новым требованиям арендаторов. Девелоперам приходится оперативно адаптировать свои складские комплексы под современные нужды. По словам генерального директора PLT Михаила Тарасова, главный тренд складского рынка на фоне растущего спроса от представителей e-commerce, заключается в постепенном, но неизбежном переходе локаций помещений для хранения и обработки товаров в пределы 30 км от города.
Michel Pascalis, Co-CEO L.O.P. Urban Logistics поддержал мнение коллег, отметив, что склады действительно меняются. Стандарта больше не существует, у каждого арендатора свои пожелания к тому, что должен представлять идеальный склад для e-com: для одних критично наличие кросс-доков, другим важна высота потолков в 30 метров, третьи настаивают на плоском поле, а четвертым все эти не важно, лишь бы сам склад находился в черте города. Локация ближе к Москве — путь, в направлении которого движется складская недвижимость, уверены участники конференции.
Каждый второй клиент сегодня думает о том, чтобы работать с онлайн-рынком, уверен исполнительный директор Radius Group Захар Вальков. Именно поэтому изменение и адаптация складских помещений — то, что позволит складским девелоперам оставаться конкурентоспособными на рынке. По словам эксперта, крупные сделки в сегменте e-com заключались еще в 2017 и 2018 годах. Один из последних громких примеров — аренда 30 тыс. кв. м логистической компанией СДЭК в 2019 году. Специально под них было была проведена реконструкция помещения — урезаны доки, установлена вентиляция, достроены офисные помещения, установлена конвейерная линия. Склад перестал быть типичным, его традиционное использование поменялось.
Переработка существующей инфраструктуры складского комплекса в новую — тот опыт, который позволит рынку складской недвижимости соответствовать ожиданиям современной электронной коммерции. Среди требований, с которыми арендаторы приходят к операторам складов, выделяются четыре пункта — техническое обеспечение, возможность осуществлять доставку последней мили, обеспечения клиентского сервиса и интеграция. Константин Морозов, директор по локальной логистике «AliExpress Россия», убежден, что кроме этого списка есть еще одна большая точка роста, на которую следует обратить внимание игрокам e-com рынка — сервис обработки возвратов. Тот момент, когда этот инструмент наконец-то будет отлажен, можно считать отправной точкой активного роста интернет-торговли в России.
Еще один момент, на котором эксперты конференции сосредоточили внимание — отсутствие на сегодняшний день полноценной распределительной сети складов. Отдельные складские помещения, конечно, работают, но всеохватывающей 3PL, которая объединяла бы несколько комплексов в различных регионах и обеспечивала фулфилмент для продавцов и быструю доставку для покупателей, пока нет. Игрокам еще только предстоит научиться формировать такие потоки и управлять ими, подтвердил общее мнение руководитель направления развития последней мили Ozon Иван Попов. Основная доля товара любого из крупных игроков e-com рынка хранится в Москве, наиболее востребованные — локально, отсюда и сложная система управления цепочкой поставок.
В целом возможности e-commerce, который сегодня все чаще называют эрой нового ритейла, диктуют рынкам торговой и складской недвижимости свои правила игры. Нам повезло работать в период роста интернет покупок в России и наблюдать, как в связи с этим меняется ритейл, склады и, конечно же, логистика.