Layer 1

Коммерческая недвижимость: перезагрузка

28 Августа 2019 Среда
Место проведения: ресторан INSIGHT, башня "ОКО", 84 этаж, ("Москва-Сити", 1-й Красногвардейский проезд, 21/2)
Коммерческая недвижимость: перезагрузка

Издательский дом «Коммерсантъ» в продолжении традиционных летних бранчей провел конференцию «Коммерческая недвижимость: перезагрузка». Основным предметом обсуждения стали новые форматы коммерческой недвижимости в условиях меняющихся запросов потребителей.

В списке рисков, с которыми сталкиваются девелоперы, есть и законодательные инициативы чиновников всех уровней, заявил член совета директоров S-Holding Алексей Шепель . По его словам, спонтанное принятие в некоторых регионах тех же градостроительных планов застройки участков не позволяет девелоперам применять долгосрочное планирование.

Среди вызовов, с которыми сталкиваются компании, работающие в том числе в сегменте коммерческой недвижимости, — изменение парадигмы основных партнеров девелоперов. Так, появление e-commerce хотя пока и не стало доминирующим фактором в развитии российского ритейла, как основного клиента девелоперов логистической недвижимости, но уже заставляет пересматривать подход к новым проектам. «Благодаря этому эволюционирует и цепочка поставок, — отметил в своем выступлении исполнительный директор Radius Group Захар Вальков. — Если в 1980-е годы все заговорили о глобализации, которая позволила производить товары в других странах с низкой себестоимостью, то в 1990-е годы уже появилась такая вещь как широкое разнообразие, диверсификация, новые модели различных товаров, кастомизация. В 2000-е годы появляется такой феномен как данные и автоматизация, быстрая доставка и инновационный транспорт. Это не могло не коснуться и девелоперов, которые должны были адаптировать свои продукты под новые запросы рынка».

В свою очередь, ритейлеры сталкиваются с серьезными вызовами, которые их вынуждают адаптировать свои модели. Сейчас в повестке у розничных сетей – снижение покупательской способности, наблюдаемое на протяжении нескольких лет. «По этой причине в России динамика розничной торговли находится на довольно низком уровне, — заявил руководитель по исследованиям рынка «Ашан» Виталий Серпенинов. — Мы попытались разобраться, в чем причина подобного явления. Мы подсчитали объем полученных ипотечных кредитов и то, сколько денег остается у домохозяйств после всех выплат по кредитам и услугам ЖКХ. Во многих регионах семьи, где работают оба супруга, после всех выплат на покупку продуктов питания и товаров перво необходимости остается, 10-15 тыс. руб.». По словам Виталия Серепеникова, в ходе опроса потребителей «Ашан» выяснил, что в некоторых случаях покупатели в целях экономии переходили на покупку товаров собственных марок ритейлеров, что позволяло им откладывать средства на досрочное погашение ипотеки. Конечно же, уточнил эксперт, речь идет о жителях тех регионах, где низкая стоимость жилья и соответственно невысокие платежи по ипотечным кредитам.

Изменение потребительского поведения из-за корреляции уровня доходов заметили и девелоперы торговых центров. «Сейчас торговые центры делают акцент на развлекательную составляющую. Этот тренд стал очевидным в последние годы, он будет доминирующим и в обозримом будущем», — считает директор департамента маркетинга и пиара торгово-развлекательного центра «Ривьера» Максим Лысенков.

Сейчас основные тренды среди арендаторов торговых центров – ориентир на такие концепции, которые позволил бы внести эмоциональную окраску в жизнь потребителей, отметил совладелец компании «Честная ферма», основатель и совладелец гастрономической улицы StrEat Максим Попов. Сети общественного питания действительно адаптируют свои концепции как для заведений, которые располагаются в фуд-кортах традиционных торговых центров, так и для фуд-маркетов и фуд-холлов – новых форматов на рынке, ставшими популярными в основном у потребителей в Москве, добавил генеральный директор сети «Теремок» Михаил Гончаров.

Между тем, традиционным торговым центрам придется уже в ближайшем будущем столкнуться с заметной конкуренцией с проектами альтернативных форматов. Так, по словам Евгении Осиповой, директора проекта ADG Group, ориентир на эмоциональную составляющую сейчас доминирует и в таких проектах, которые реализует ее группа. Такие концепции предполагают появление новых сегментах, как, например, pop-up-пространства, что позволяет найти выход к покупателям стартап-проектам в ритейле. Еще одним новым трендом на рынке торговой недвижимости стала sharing economy, считает Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений CBRE. «Недавно стало известно о создании коворкинга для работы бьюти-мастеров, что может стать интересным форматом привычных для нас парикмахерских и салонов красоты», — полагает эксперт. По прогнозам, такие проекты в ближайшие годы будут появляться во всех крупных российских городах.