Итоги рынка коммерческой недвижимости
Навигация по видеотрансляции:
Блок офисной недвижимости
Блок недвижимость с приставкой «ко» и гибкие пространства
Когда в конце прошлого года участники рынка коммерческой недвижимости ставили цели на будущий год, никто не предполагал, какие именно испытания и вызовы встанут перед бизнесом в 2020 году. На итоговой конференции от ИД «Коммерсантъ» представители складского, офисного и торгового сегмента поговорили об итогах, обсудили новые форматы, обозначили тренды и тенденции, а также поделились вынесенными из мировой пандемии и периода большого lock dawn уроками.
Экономика России по итогам 2020 года сократится на 3,9%. В 2021 году эксперты прогнозируют небольшой рост — он не превысит 2%. На этом фоне одной из самых привлекательных сфер для частных и государственных инвестиций по-прежнему остается коммерческая недвижимость. Интерес к ней подчеркивается относительно низкими ключевыми ставками и большим потенциалом, гарантирующим устойчивость капитала и сохранность вложений при любых «раскладах» мировых кризисов.
Несмотря на непростой год, ведущие игроки коммерческой недвижимости подошли к концу его 4Q в достаточно позитивном настроении. Даже сегмент ритейла, которому только ленивый не прогнозировал скорейшее и окончательное падение, продемонстрировал свою непотопляемость, приведя цифры открытия новых качественных торговых центров и статистику возврата покупательского трафика. Офисная недвижимость трансформируется и продолжает развиваться, отвечая на потребности и запросы своих арендаторов. Ну а складская недвижимость и вовсе переживает пик своей востребованности, что неоднократно отмечалось за последние полгода. Давайте внимательнее посмотрим на то, что происходит в каждом из этих сегментов.
Складская недвижимость
По итогам 1-3Q 2020 года объем инвестиционных сделок в складскую недвижимость достиг максимального значения с 2013 года, говорит генеральный директор JLL в России Андерс Лильенстолпе. Он вырос на 20–30% и составил $700 млн. К концу текущего года ожидается ввод порядка 770 тыс. кв. м новых складских площадей, продолжает эксперт. Больше 1 млн кв. м в Московском регионе уже арендовано и приобретено в собственность, что позволяет говорить о показателях 2019 года. При этом 51% из доли всех сделок в 2020 году пришлось на сегмент электронной коммерции, что автоматически подтверждает спрос e-com игроков на складские и логистические парки и повышает интерес инвесторов к данным объектам. Арендные ставки при этом остаются стабильными и для высококлассных проектов достигают 4150 руб. за 1 кв. м/год.
Тренд на экспансию электронной коммерции действительно во многом определил развитие складского рынка Московской области и России в целом, подтверждает исполнительный директор Radius Group Захар Вальков. По разным оценкам, спрос на площади со стороны e-com составил от 47% до 50%. Пандемия с ее негативными последствиями для населения напрямую повлияла на резко возросшую популярность к онлайн-торговле: на рынок вышли 10 млн новых покупателей. Эффект от пандемии до 2024 года даст прирост в 4,4 трлн (с учетом текущей динамики прироста).
Если говорить об актуальном положении логистики, рассматривая ее через призму складской недвижимости, можно назвать ее новым ритейлом. Многие игроки рынка, как небольшие магазины, так и крупные федеральные сети, начали мыслить категориями новых распределительных фулфилмент-центров. Сегодня мы становимся свидетелями формирования некоей новой реальности — появления складов, сопоставимых по типу и объему с площадками американского гиганта Amazon. Представители бизнеса за последние полгода заключают преимущественно крупные сделки, выбирая помещения площадью более 100 тыс. кв. м. Е-com по праву занимает лидирующую позицию в списке основных драйверов спроса на складские помещения, подчеркнул господин Вальков.
А вот спрос на городскую логистику формируют такие важные составляющие рынка, как курьерская доставка, бесперебойная работа пунктов выдачи и наличие постаматов в непосредственной близости к дому. Сервисы доставки до двери при этом за время карантина стали неотъемлемой частью логистического рынка. Эксперт уверен, что и после пандемии они останутся на прежнем уровне. По-прежнему активно внедряются новые приложения для доставки любого вида товара, развивается аутсорсинг, сохраняется высокая конкуренция среди площадок-агрегаторов и доставочных сервисов.
Складской сегмент сегодня заслуженно находится в авангарде рынка коммерческой недвижимости, подтверждает генеральный директор «Ориентира» Андрей Постников. Активность здесь не снижалась на протяжении всего 2020 года. Более того, он стал историческим для складского рынка, и тому есть несколько заметных трендов.
Во-первых, произошел ряд масштабных знаковых сделок по аренде и продаже на сотни тысяч квадратных метров, перечисляет эксперт. Более половины из этого объема — запросы от e-com, но значимая доля приходится на традиционный ритейл. В обоих случаях компании развивали, модернизировали и наращивали складскую и фулфилмент-инфраструктуру в основном за счет реализации проектов по схеме build-to-suit. Это главный тренд года — существующей до настоящего момента складской и логистической инфраструктуры критически недостаточно для обработки огромных объемов продаж через онлайн и в целом через меняющиеся цепочки поставок. В результате совершен колоссальный качественный скачок в спросе. Все более востребованы высокотехнологичные объекты, в том числе автоматизированные, мультитемпературные, распределительные и фулфилмент-центры, которые можно построить, только обладая глубокой экспертизой и мощными ресурсами. Здесь вторым трендом рынка можно назвать взрывоподобный рост запросов на автоматизацию внутренних складских и фулфилмент-процессов.
Во-вторых, поставлен рекорд по объему привлеченных инвестиций — 30% от всех вложений в коммерческую недвижимость, продолжает господин Постников. Круг инвесторов значительно расширен: появились инвесторы, до текущего года вкладывавшие в другие сектора — ритейл и офисы, увеличилась доля фондов, которые привлекают деньги частных инвесторов, тем более что значительное снижение ставок по депозитам и другим инструментам, доступным физическим лицам, подогревает интерес частных вкладчиков к паям в фондах, предлагающих возможность владения долгосрочными арендными активами.
Интерес инвесторов к складскому сегменту коммерческой недвижимости в 2020 году действительно выше, чем прогнозировалось. Более активно интересоваться складами стали банки — на инвестиционный рынок начали выходить различные денежно-кредитные организации, создавая тем самым здоровую конкуренцию между собой, комментирует ситуацию коммерческий директор ООО «Профессиональные логистические технологии» Анна Сорокина. При этом тренд на активное инвестирование в складской рынок, основываясь на показателях ставки капитализации, эксперт считает ситуативным, актуальным исключительно для Московского региона. В других областях России ситуация сложилась несколько иная — ставка капитализации там больше 12%, а в отношении спроса помещений и нового предложения встречается больше скепсиса. В распределении складских площадей e-com лидирует ненамного, сохраняются сделки с продуктовыми и другими ритейлерами.
Складские объекты, построенные специально для нужд электронной коммерции, эксперт называет сложными с точки зрения потенциала для инвестирования. Built-to-suit для e-com — это преимущественно узкоспециализированный монообъект, поэтому не всегда понятно, как реализовывать его дальше. Для инвестора такие объекты несут непрогнозируемые риски. Так же, как и объекты со сложной технической и технологической начинкой: оценка такого комплекса перед покупкой всегда сложнее, поскольку его дальнейшее обслуживание и эксплуатация будут серьезно отличаться от стандартного объекта, подчеркнула госпожа Сорокина. Тем не менее 2020 год продемонстрировал высокий интерес к рынку складской недвижимости со стороны инвесторов, которые готовы вкладывать средства в его объекты и не боятся дальнейших трудностей, связанных с его управлением. Инвестиционная привлекательность рынка сохранится и в следующем году, уверена эксперт.
Андрей Постников со своей стороны разъяснил, что мировая практика строительства фулфилмент-центров под лидеров e-com рынка предполагает, что в каждом таком центре ассортимент может достигать 2–3 млн уникальных единиц, что требует большого размера объектов от 150–200 тыс. кв. м и их автоматизации. Это единственный возможный формат современных центров для лидеров рынка.
Офисная недвижимость
Показатели офисной недвижимости не настолько высоки, как в складском сегменте. Вакансия на рынке увеличилась с 9,6% до 11,5%. Ставки аренды упали максимум до 8%, что на самом деле не сильно критично, поделился статистикой член совета директоров и глава департамента офисной недвижимости JLL Алексей Ефимов. Снижение ввода офисов в Москве, по словам эксперта, продолжается на протяжении трех лет, поэтому наименьший объем новых площадей станет заметен через четыре года после начала кризиса в 2020 году. В последующие два года строительство новых офисных зданий останется небольшим.
С наступлением пандемии спрос на офисы мгновенно сократился: по итогам 1-3Q 2020 года объем сделок аренды и купли-продажи составил 618 тыс. кв. м. Для сравнения, спрос на офисные помещения всегда составлял больше 1 млн кв. м. Впервые за всю историю рынка чистое поглощение будет отрицательным: количество освобождаемых арендаторами офисов меньше тех, которые занимают компании, подчеркнул господин Ефимов. Но по-настоящему адекватные цифры по снижению ввода новых площадей мы увидим только в 2022 году.
В целом же, несмотря на то что 2020 год был тяжелым для всех сегментов экономики, следующий год для офисного рынка будет еще сложнее. Вакансия начнет понемногу подрастать, конкуренция между объектами за арендатора обострится, а у компаний произойдет окончательное переосмысление модели видения бизнеса, что приведет к новым запросам и развитию нестандартных форматов офисного пространства.
При этом объем инвестиций в офисную недвижимость России в 2021 году сократится, считает инвестиционный директор RE UFG Wealth Management Тимур Переверзев. Сдерживающими факторами здесь выступят продолжение пандемии и ее влияние на потребительскую способность населения, давление удаленного формата работы, сокращение аппетита компаний или перенос планов по вводу новых площадей на рынок. Причем похожая ситуация сохранится и в Европе: хотя 1Q 2020 года, наоборот, стал рекордно высоким по сравнению с тем же периодом 2019 года, отмечает эксперт. Разница между ставками капитализации активов core и non-core составила 2,7%, дойдя до максимума с 2007 года.
Сменилась расстановка городов, признанных инвестиционно привлекательными: в Западной Европе эксперт выделил 8 городов для инвестирования, а крупнейшим инвестиционным рынком Центральной Европы стала Чехия. В то же время 3Q 2020 года для дорогого офисного рынка Лондона стал худшим со времен 4Q 2002 года по объему законтрактованных площадей . На 15 основных рынках Европы зафиксировано снижение объема сделок за девять месяцев текущего года на 39%. Мировой объем инвестиций по итогам 2020 года также сократился, упав в среднем на 40%, ставки капитализации характеризуются разноплановым движением в зависимости от сегмента, а доля трансграничных инвестиций снизилась на 5%, остановившись на уровне 2014 года.
Несмотря на плачевные показатели доли инвестиций в мировую офисную недвижимость, российские девелоперы продолжили работать над сохранением своего портфеля и даже его развитием. За основу была принята стратегия быстрой реакции на изменения и адаптация к новым реалиям, рассказывает директор по аренде управления недвижимости компании Millhouse Елена Малиновская. По словам эксперта, выжить в период карантина помогло то, что девелопер придерживался нескольких обязательных правил — соблюдение требований Роспотребнадзора, особый подход к новому строительству с учетом актуальных вызовов и требований и забота об арендаторах, которая включала поддержку постоянной эффективной коммуникации с арендодателем и получение обратной связи, техническое переоснащение, позволяющее поддерживать меры безопасности и сохранять социальную дистанцию. В дальнейшем некоторые из этих правил останутся в практике работы, поскольку часть сотрудников компаний-арендаторов останутся работать в удаленном режиме, соответственно и количество сделок по аренде в офисных помещениях класса А заметно снизится.
Уже сейчас заметен тренд на предпочтение арендаторами гибких рабочих пространств, говорит госпожа Малиновская. Компании становятся более требовательными при выборе офиса, им важны зоны для взаимодействия с коллегами, отдыха и общения. На первое место выходит децентрализация офисного пространства: офис становится местом для коммуникации и решения повседневных задач сотрудников. Благодаря пандемии эта тенденция пришла к своему логическому завершению. Девелоперы же, в свою очередь, выходя на строительство нового офисного объекта, делают ставку на создание огромной инфраструктуры внутри него, чтобы компании-арендаторы в дальнейшем могли решать свои задачи, не покидая его пределы. Будущее здесь за бизнес-парками, уверена эксперт.
В период пандемии многие компании, арендующие офисные площади, приняли решение их оптимизировать. Тем, для кого удаленная работа стала возможной и удобной, дистанционный формат больших неудобств не создал, а для тех, кто перешел на «удаленку» вынужденно, период карантина стал настоящим стресс-тестом, заставившим полностью пересмотреть свои позиции, вспоминает этот период руководитель отдела коммерческой недвижимости ГК STONE HEDGE Елена Полухина. Как только карантин был снят, многие компании вернули своих сотрудников в бизнес-центры и продолжили текущую деятельность. Компании, которые чувствовали себя стабильно до начала карантина, сохранили свои высокие конкурентные позиции на рынке.
В целом же на рынке наблюдается дефицит качественных офисов, который сохранится и в дальнейшем, уверена эксперт. Да, предложения есть, но большинство площадей представляют собой достаточно устаревший фонд. Он не способен удовлетворить современные запросы арендаторов по состоянию и содержанию офисного пространства. Компании сегодня ищут разумный баланс между арендуемыми площадями и потребностями бизнеса, альтернативные стратегии на рабочих местах, гибкие концепции и эффективное соотношение цена/качество. Важными требованиями при этом остаются локация и транспортная доступность.
Еще один интересный вопрос, который появился в период пандемии,— обострение взаимоотношений арендаторов и арендодателей. Закрытие границ, приостановка работы производства и вынужденная пауза в работе торговли и оказания сервисных услуг привела к тому, что на бизнес, собственников помещений и законодателей оказывалось давление. Рынок искал способ минимизировать свои убытки. Споры, возникающие между арендаторами и арендодателями, нередко переходили в законодательную плоскость. Правовая система столкнулась с требованиями применять к практике такие понятия, как форс-мажор, существенное изменение обстоятельств и невозможность выполнения обязательств. Рынок требовал изменить договоры аренды, просил у государства принять меры. В итоге Верховный суд выпустил несколько разъяснений, касающихся работы бизнеса в период пандемии. Многим напомнили, что далеко не все происходящее можно решить, прописав как форс-мажор, комментирует позицию правовой системы генеральный директор Platforma.Legal Владислав Сурков. В целом суды сохранили те позиции, которые были приняты во время кризиса 1998 года и которых придерживались в период 2008 года, подчеркнул эксперт. Конечно, количество споров увеличилось, но до суда доходили единицы. При этом договоры аренды, которые заключаются сегодня между арендатором и арендодателем, не сильно отличаются с точки зрения своей структуры и содержания от тех, которыми пользовались до пандемии. Многие и вовсе отказались от добавления в текст договора ковидных «отговорок», поскольку все добавления сводились к одной простой мысли — давайте не будем ссориться. В правовом регулировании в этот период глобально ничего не изменилось, подчеркнул господин Сурков.
Пандемия пройдет и забудется, уверены эксперты. Все кризисные моменты останутся в прошлом, и самое позднее к концу 2022 года произойдет выход к запланированным до распространения COVID-19 плановым показателям. Офисная недвижимость — долгосрочно стабильный сегмент, который колеблется, продолжит меняться, но так или иначе останется одним из явных лидеров рынка.
Недвижимость с приставкой «ко» и гибкие пространства
Все те форматы, в названии которых есть приставка «ко», относятся преимущественно к новому поколению пользователей офисных пространств и торговых площадей. Они рассчитаны на то, что ими будут пользоваться представители креативного кластера, создатели и потребители диджитализации — программисты, айтишники, диджитал-дизайнеры, блогеры и другие представители современной бизнес-культуры. Этим пользователям понятны новые необычные для большинства форматы коворкинга и коливинга, всего того, что связано с понятием «офис, как сервис», рассказывает о новом тренде президент Becar Asset Management, один из основателей РГУД, член правления Ассоциации инвесторов Москвы Александр Шарапов. Формируется новая постиндустриальная карантинная экономика, где главными факторами будут цифровое потребление, экологичность, гиг-экономика, потребности и интересы миллениалов и поколения Z. В дальнейшем больше запросов появится на шеринг, мобильность, впечатления и коллаборации, подчеркивает эксперт. Любой сегмент недвижимости столкнется с тем, что помимо самого объекта необходима будет платформа — некая IT-составляющая, сервис для получения услуги. Современные молодые люди привыкли жать на кнопку и получать доставку, будь то еда или товар. Точно так же им хочется пользоваться услугами офисов, гостиниц, общественных пространств, где все задачи будут решаться при помощи нажатия условных трех кнопок, прогнозирует господин Шарапов.
Интересно, что запросы сегодня встречаются не только на офисные помещения, но и на дата-центры. Это новая форма недвижимости, которая выходит на рынок и точно так же нуждается в современных технологических решениях, простых, но эффективных и безопасных. Определенная трансформация происходит в сегменте торговых центров. Появляются кондо-ТЦ, объекты малого формата, демонстрирующие наибольшую устойчивость именно в периоды кризисов. Приставка «ко» в данном случае означает совместное владение объектом. «Ко» — это совместная работа, сотрудничество и эффективные партнерские отношения, подытожил эксперт.
В сегменте гибких рабочих пространств тренд 2020 года — это увеличение спроса и предложения. На ноябрь текущего года на офисном рынке представлено 239 тыс. кв. м таких размещений. С января их доля выросла до 28%. Коворкинги при этом занимают 1,3% от общего предложения офисных площадей, делится цифрами партнер, руководитель департамента «Офисная недвижимость» Cushman & Wakefield Наталья Никитина. Интересно, что 80% операторов гибких рабочих пространств — сетевые операторы, значительная доля которых российского происхождения. Например, такой игрок, как «Территория», который рассчитан на экономсегмент и выходит в жилые кварталы, предлагая варианты офисного размещения для всех, кто работает дистанционно. А такие операторы, как Space 1, «Ключ», S.O.K, лидируют по количеству занимаемой площади и локаций.
По количеству общей площади гибких рабочих пространств Москва занимает первое место среди столиц Восточной Европы, продолжает эксперт. Формат нового офисного размещения востребован прежде всего потому, что многие компании пересмотрели модели ведения бизнеса и приняли решение и после пандемии оставить до половины своих сотрудников работать на удаленном режиме. Это неизбежно приведет к сокращению площадей, а значит за внимание арендаторов начнется еще более высокая конкуренция между традиционными бизнес-центрами и гибкими пространствами. Последние, предлагая выгодные условия и избавляя от головной боли в вопросах ремонта и отделки, все чаще в последнее время вырываются вперед.
Успех гибких рабочих пространств в том, что это универсальная платформа, на которую нанизывается все то, что необходимо конкретной компании. Оператора, предлагающего гибкую схему размещения, можно сравнить с современным маркетплейсом: делая покупку у Ozon, например, покупатель думает, что покупает у него, на самом деле же он приобретает свой товар у конкретного продавца, рассказывает исполнительный директор компании Space 1 Павел Федоров. В отношении гибких рабочих пространств все то же самое — это практически assistant market place, объединяющий собственников недвижимости, строителей, архитекторов, тех, кто эксплуатирует помещение, и тех, кто предлагает сервис. На выходе клиент получает индивидуальный набор под своим брендом с теми условиями и техническими особенностями с точки зрения планировки и размещения мебели, в которых и нуждался, уверяет эксперт.
С 1 января 2021 года вступают в силу поправки к Трудовому кодексу РФ, регулирующие понятия удаленной работы и частично удаленной работы. Эти знаковые изменения позволяют экспертам уверенно говорить о том, что спрос на гибкие рабочие пространства не только сохранится, но и продолжит расти. Свою нишу на офисном рынке при этом все больше занимает сервис по поиску и бронированию рабочих мест, переговорных комнат и небольших кабинетов. Фактически это маркетплейс, который объединяет всю существующую офисную составляющую, доступную для компаний или частных лиц, говорит генеральный директор компании HOME OFFICE Сергей Черноусов. Сервис работает в партнерстве с гостиницами, сервисными пространствами, собственниками бизнес-центров и другими объектами недвижимости, ресторанами, то есть всеми возможными помещениями, где организованы рабочие места. Отсутствие изолированного рабочего места остается одной из самых распространенных проблем во время удаленной работы — на это указывают 78% удаленщиков. Данное решение, по словам эксперта, призвано поддержать формат дистанционной работы, позволив компаниям также сократить постоянные издержки на офис, обеспечить сотрудников рабочими местами вблизи мест их проживания, придерживаясь при этом привычных корпоративных стандартов, и повысить производительность труда.
Пандемия подогрела спрос на гибкие рабочие пространства в 2020 году, усилив у работающего населения ощущение неопределенности в завтрашнем дне. На этом фоне новые, нестандартные решения офисного рынка позволяют компаниям экономить на аренде и обслуживании офисов, не заключать долгосрочных обязательств, но при этом удовлетворять запросы своих сотрудников, которые по определению рассчитывают на то, что их рабочее место будет комфортным, технологичным, экономичным и желательно еще и экологичным.
Торговая недвижимость
Торговая недвижимость в 2020 году признана самой пострадавшей от последствий пандемии. Тем не менее в ритейле не все так плохо, уверяет партнер, член совета директоров, региональный директор департамента торговой недвижимости и департамента управления недвижимостью Colliers International Анна Никандрова. В Москве в 2020 году введено в эксплуатацию 381 тыс. кв. м, до конца года планируется ввод еще 32 тыс. кв. м. Эти показатели уже превышают данные ввода новых торговых объектов в 2017, 20018 или 2019 годах, подчеркнула эксперт. Вакансия на сегодняшний день составляет порядка 10%, а к концу года подрастет до 10,5%. Ключевыми открытиями стали такие объекты, как парк «Остров мечты», Kvartal West, Щелковский и другие.
Несмотря на довольно сложную ситуацию, открытия знаковых объектов произошли и в регионах. В Калининграде начал работу «Балтия Мол», а в Казани — KazanMall. До конца года планируется открытие качественного ТРЦ в Нижневартовске. Наличие профессиональных торговых центров в российских городах важно для дальнейшего развития ритейла. Именно благодаря им на региональный рынок выходят международные бренды. Ряд операторов, например, открыли магазины в сентябре. Впервые за время своей работы на рынке России ритейлер New Yorker вышел в регион, подписав договор с ТРЦ Forum в Улан-Удэ.
Конечно, карантин нанес ощутимый удар по торговой недвижимости — существенно сократился не только трафик ТРЦ, но и снизилась покупательская способность населения. Это привело к тому, что большим спросом стали пользоваться различные дисконт-магазины. Заметно прибавила как с точки зрения выручки, так и прироста новых покупателей онлайн-торговля, продолжает госпожа Никандрова. Но удастся ли игрокам e-com удержать свои показатели прироста в 54% и дальше, покажет время. Основными же тенденциями эксперт называет снижение международных брендов в ритейле, активное развитие фуд-ритейла, возросшую взаимосвязь торговых центров и арендаторов. Последнее на самом деле можно отнести к важным положительным изменениям 2020 года. Многие торговые центры осознали, что сохранить и преумножить бизнес поможет только эффективное и плодотворное сотрудничество со своими арендаторами. Бизнес научился договариваться!
В период пандемии поменялись и интересы инвесторов к торговой недвижимости. Сделки по покупке торговых помещений сохранились, поскольку многие покупатели оценивают эти объекты как наиболее надежные и интересные активы, но их площадь и назначение существенно сократилась и изменилось. Торговые площади все больше уменьшаются: ритейл предпочитает занимать площадь в 60–80 кв. м, рестораны — 200–350 кв. м, сетевые супермаркеты — 700–1400 кв. м. Популярными становятся форматы мини-маркетов, рассчитывающих на площадь в 350–500 кв. м. Инвестора, потенциального арендатора, интересуют прежде всего коммерческие помещения в жилых кварталах под кафе, продукты питания и алкоголь, приводит портрет покупателя директор по коммерческой недвижимости AFI Development Сергей Баранов. Дальше исходя из потребностей следуют помещения под медицинские центры, стоматологию и прочие услуги, под образовательную деятельность, пространства для работы или досуга. Во многом этот спрос сформирован последствиями пандемии, когда люди оставались на самоизоляции и нуждались в полной инфраструктуре рядом, говорит эксперт.
Тренд на уменьшение форматов торговых объектов сформировался давно: последние несколько лет на всех конференциях, посвященных торговой недвижимости, эксперты обсуждали вопросы перехода ТЦ в небольшие региональные площадки в непосредственной близи от домов покупателей. Пандемия ускорила развитие этой тенденции, обратив внимание на удобство формата районного торгового центра, развенчивает мифы об отсутствии перспектив у торговой недвижимости директор по развитию и коммерции группы объектов MALL MANAGEMENT GROUP Алина Стрелкова. Крупных ТРЦ в Москве в ближайшее время не появится просто потому, что их и не планировали,— столичный рынок пресыщен качественными предложениями. Другое дело — регионы. Далеко не в каждом городе созданы условия для цивилизованного ритейла. Многие области нуждаются в профессиональных торговых объектах, поэтому будущее традиционной торговли в первую очередь сосредоточено там. Два открывшихся в прошлом году на Дальнем Востоке знаковых объекта, например, несмотря на непростую ситуацию в 2020 году, планируют строительство вторых очередей.
2020 год действительно стал катализатором всех тех процессов, которые формировались давно и медленно протекали, продолжает эксперт. Торговые центры давно уже перестали быть просто местом для шопинга. Последние пять лет ведущие игроки рынка ритейла активно обсуждают эту тенденцию. ТРЦ превратились в площадку для проведения досуга, и торговые центры предпринимали огромные усилия, чтобы удовлетворить этот запрос потребителей, комментирует изменения госпожа Стрелкова. В связи с этим появился еще один тренд — retail plus. Наряду с операторами моды стали появляться не только развлекательные центры, но и спортивные площадки, медицинские центры, офисы, киберпространства, апарт-отели и другие форматы. В будущем их наверняка станет еще больше.
Другие заметные тренды, сформировавшиеся в работе торговых центров, связаны с перетеканием офлайн в онлайн, борьбой за лояльность покупателя, созданием местных сообществ и комьюнити-пространств для потребителей, поддержкой экотрендов и модой на спорт и здоровое питание, развитием гастропространств, гибкостью и адаптивностью общественных площадок. Отдельно стоит выделить также архитектуру самих объектов. Учитывая запросы посетителей на просторные атриумы, воздух и стекло, общественные зоны и посадочные места, в последние годы все больше появляется уникальных архитектурных проектов. Порой они настолько необычны и интересны, что первое время люди посещают торговый центр только для того, чтобы посмотреть на красоту внутри. Для человека важно получать эмоции, поэтому ТРЦ, подстраиваясь под меняющиеся запросы своих посетителей, сохранят свои конкурентные позиции на рынке, уверена эксперт.
Многие называют пандемию мощным, а в некоторых случаях даже своевременным, хоть и вынужденным катализатором тех планов, которые давно назрели и пытались реализоваться. За последние полгода многие тренды «выстрелили» не по плану, но все же укоренились на рынке, подвел итоги конференции модератор, ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели. Конечно, никто не ожидал, что представителям рынка коммерческой недвижимости придется настолько серьезно думать о безопасности своих объектов, заботиться о здоровье персонала и переосмысливать привычные сценарии работы. Без вынужденных ограничений, в которых мы все оказались, изменить отношение к бизнесу и принять новые форматы было бы просто невозможно. Сегодня мы вошли в период новой волны COVID-19, значит борьба за клиента, качество предоставляемой услуги, гибкость помещений и эффективное взаимодействие с арендатором продолжится.