Layer 1

17-18 июня. Доброта спасет мир. Благотворительность в эпоху пандемии

17 июня 2020 Среда
18 июня 2020 Четверг
ESG
превью
07:26:39

Мировая пандемия коронавируса сделала благотворительность более востребованной, чем обычно, — многие лишились работы из-за введения карантинов, для части пациентов в силу высокой загруженности системы здравоохранения оказалась недоступна медицинская помощь, кто-то из-за закрытия национальных границ не может вовремя получить необходимые лекарства. Но сейчас помощь нужна и самим благотворительным организациям, ведь удовлетворять растущий спрос на поддержку им приходится в ситуации сокращения собственных ресурсов. Чтобы наладить диалог между ними, государством и обществом, ИД «Коммерсантъ» при партнерстве холдинга «Металлоинвест», Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, пивоваренной компании «Балтика», «Филип Моррис Интернэшнл», Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», компании Rödl & Partner организовал двухдневный межрегиональный марафон онлайн-конференций «Доброта спасет мир. Благотворительность в эпоху пандемии», в котором приняли участие семь городов из различных регионов РФ. Его дебютное мероприятие состоялось 17 июня в Перми, в тот же день онлайн-встречи прошли в Челябинске и Санкт-Петербурге, а на следующий — в Новосибирске, Уфе, Екатеринбурге и Москве.

В ходе первой конференции директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), член президиума Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Светлана Маковецкая поделилась с ее участниками способами получения НКО государственной поддержки. В свою очередь, учредитель пермского фонда «Дедморозим» Дмитрий Жебелев рассказал о путях сохранения прежних объемов частных пожертвований. Также участникам конференции был представлен интересный кейс пермской кофейни S&M coffee lounge, которая сумела в ходе эпидемии оказать помощь борцам с эпидемией — пермским медикам. В марте заведение начало бесплатно доставлять пиццу в медучреждения города, чтобы поддержать их работников. «Изначально мы выбрали такой формат, так как решили, что будем возить не просто обеды, а пиццу, чтобы поднять медикам настроение», — рассказал управляющий S&M coffee lounge Денис Хабибулин. Запустить акцию кофейня смогла благодаря регулярным пожертвованиям. «В общей сложности за два с половиной месяца мы развезли более 750 пицц и заработали около 500 тыс. руб. Нам даже пришлось расширить штат и нанять еще двух человек», — отметил он.

Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова подчеркнула, что очень важно продолжать выстраивать механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти, чтобы и сами НКО знали, где их задачи и возможности, и в чем состоят полномочия государства. «Потому что часто бывают необоснованно завышенные ожидания от власти по тем или иным мерам поддержки, которые в принципе не могут быть оказаны», — поделилась она. По словам председателя Союза женщин Челябинской области Натальи Басковой, в обществе должно сформироваться понимание, что вся деятельность некоммерческих организаций — это потенциал и ресурс каждого региона. «Поэтому поддержка благотворителей должна восприниматься как инвестиции в некоммерческий сектор. Мне кажется, что сегодня такой поддержки недостаточно, и я думаю, эту тему следует развивать — и с корпоративными партнерами, и с НКО», — отметила она. Свой вклад в распространение информации об НКО может внести крупный бизнес, считает руководитель направления по корпоративной социальной ответственности АО «Объединенная металлургическая компания» Ольга Миронова. «Для меня непонятно, почему компании не знают о некоммерческом секторе города-миллионника Челябинска. Вроде бы есть и поддержка властей, НКО полны различных компетенций, но трехстороннее партнерство власти, бизнеса и некоммерческих организаций почему-то не складывается. Важно создавать площадки для обсуждения и приглашать компании из других регионов, показывать, какие программы есть, потому что бизнес слушает другой бизнес», — рассказала она.

В ходе конференции в Санкт-Петербурге директор Центра корпоративной социальной ответственности «Высшей школы менеджмента» СПбГУ Юрий Благов рассказал о том, какими оказались наиболее распространенные модели поведения компаний в период эпидемии коронавируса с точки зрения корпоративной устойчивости. «Большинство компаний-лидеров в мире выбрали гуманистический подход к ситуации — они продолжают благотворительные кампании и по-прежнему стремятся оказывать позитивное влияние на общество и природу в рамках основных бизнес-процессов. В меньшинстве оказались компании-оппортунисты, то есть те, кто воспринял ситуацию эпидемии лишь как возможность для увеличения прибыли. И наконец, есть и те компании, которые оказались жертвами этой ситуации, — для них единственной целью является собственное выживание», — сообщил он. При этом, по его словам, рост числа гуманистов в этот кризис не случайность, а результат многолетнего внедрения принципов устойчивого развития. Впрочем, как отметила попечитель благотворительного фонда «Дети-бабочки» Ксения Раппопорт, зачастую даже поддержка многолетних партнеров из сферы бизнеса не могла полностью нивелировать падение общего объема индивидуальных пожертвований фонду. «Кроме того, мы закупаем медикаменты за границей, и часть из них стала недоступной из-за роста курсов валют и закрытия границ», — отметила она. Как рассказала управляющий по корпоративным вопросам региона «Север» аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Елена Киянова, не отменяя реализацию своих долгосрочных социальных проектов, в условиях нынешней кризисной ситуации, компания не могла остаться в стороне: «Наша компания всегда занимает социально-ответственную позицию, помогая сообществам в городах нашего присутствия. В случае с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, захватившей весь мир без исключения, мы проактивно предложили помощь сразу нескольким регионам России. Благодаря нашей поддержке более 3500 работников и волонтеров медицинских и социальных учреждений Ленинградской области и Санкт-Петербурга были обеспечены всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты. Для обеспечения непрерывности качественного образования, в условиях самоизоляции сотни учителей получили новые планшеты для обучения в дистанционном формате». Аналогичным образом ситуацию с корпоративной благотворительностью описал и старший менеджер по внешним коммуникациям пивоваренной компании «Балтика» Алексей Коломенцев. «Благотворительность и взаимодействие с обществом являются частью общей стратегии социальных инвестиций компании, так как решают одни задачи: будь то изменение климата и связанные с этим изменение качества жизни или проблемы здравоохранения, нехватка водных ресурсов или возросший запрос на безопасность. Компания продолжила системные программы, нацеленные на поддержку социального предпринимательства, в сотрудничестве с Фондом поддержки социальных проектов, а также развернула социальную кампанию «Несмотря на расстояние, остаемся вместе», направленную на помощь пожилым, медикам, волонтерским центрам – в ответ на потребности местных сообществ. Всего с марта в рамках кампании им было поставлено более 500 000 единиц средств защиты и более 300 000 единиц безалкогольных напитков – во всех регионах присутствия «Балтики», — рассказал он. По словам исполнительного директора представительства Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге Марии Чернобровкиной, именно те компании, у кого была долгосрочная глобальная стратегия по корпоративной благотворительности, оказались более эффективными и сейчас, когда потребовалась немедленная реакция. «Даже такие пострадавшие от эпидемии и карантинов отрасли, как рестораны, кафе, производители пищевых продуктов, благодаря этому сумели быстро включиться в помощь медикам и социальным волонтерам — в первую очередь речь идет об обеспечении их горячей пищей»,— отметила она. С другой стороны, по ее словам, из-за карантина у многих компаний остался невостребованным бюджет на маркетинг и корпоративные мероприятия, и у них появились дополнительные средства на новые цели.

В ходе второго дня межрегионального марафона онлайн-конференции прошли в Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе и Москве. В ходе встречи в Новосибирске директор фонда «Солнечный город» Марина Аксенова рассказала о своем видении ситуации как с частной, так и государственной помощью благотворительным фондам. «Наши коллеги в Москве провели исследование, согласно которому 37% жертвователей, которые поддерживали детские благотворительные фонды, сократят или вовсе откажутся от своих пожертвований, а еще 20% будут пытаться оказывать фондам неденежную помощь, например, посредством волонтерства. То есть объем наших средств может сократиться в два раза, а ведь число нуждающихся в нашей помощи по итогам эпидемии, скорее всего, вырастет», — говорит она. В то же время государство заявило о важности помощи НКО и даже предложило для этого конкретные пути, однако, по словам Марины Аксеновой, пока этот механизм все еще не заработал, а для многих благотворительных организаций счет времени может идти на недели. Как отметил президент Ротари клуба «Новосибирск» Петр Смиренко, и благотворители, и малый бизнес в ходе эпидемии оказались в сложном положении, однако их действия объединила «общая беда». «Это та самая новая идея, которая сейчас получает все больше распространения, — помощь нуждающимся при участии малого бизнеса. И поэтому это время не только время потерь, но и время возможностей», — сообщил он. Так, по его словам, 19 Ротари клубов по всей стране в ходе марафона собрали около 3 млн руб., на которые были куплены средства защиты для медицинских работников.

Вице-премьер, министр семьи, труда и социальной защиты населения республики Башкортостан Ленара Иванова, открывая дискуссию в Уфе, сообщила, что события, происходящие в последние месяцы в социальной сфере, стали ее проверкой на прочность. «Но мы в республике с этим справились, выдержали все удары. На наши призывы откликались предприниматели, в том числе крупный бизнес. Более ста тысяч продуктовых наборов было роздано семьям. Это, может быть, и небольшая помощь, но она пришлась очень кстати», — отметила вице-премьер. Новым и наиболее мощным направлением спонсорской помощи стала поддержка медицинских работников и инфекционных госпиталей. В этой связи Ленара Иванова отметила помощь, оказанную российским благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко: он доставил в регион 20 тыс. комплектов индивидуальной защиты на 40 млн рублей. Помощь получили 126 лечебных учреждений. «Есть чувство, что все сплотились, мобилизовались, и сейчас оказывается даже больше благотворительной помощи, чем в обычное, «мирное» время», — заключила Ленара Иванова.

В ходе конференции в Екатеринбурге управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анна Бушлякова рассказала, что во время эпидемии на новый уровень выходит и партнерство крупных компаний и государственных органов. «Это является одной из наших корпоративных целей — быстро реагировать на внезапные кризисные ситуации. И поэтому мы смогли быстро направить помощь в регионы РФ, например, в Свердловской области мы по договоренности с министерством труда обеспечивали средствами индивидуальной защиты социальных волонтеров. В соседней Челябинской области мы работали с министерством образования», — отметила она. Наталья Ржевская, ведущий специалист по связям с общественностью и устойчивому развитию пивоваренной компании «Балтика», рассказала о том, как крупная компания может совмещать долгосрочные и краткосрочные благотворительные проекты. «У Carlsberg Group, частью которой является «Балтика», давние традиции благотворительности. Фонды Carlsberg оказывают поддержку науке, искусству, институтам гражданского общества с XIX века, и, конечно же, не прекратили свои проекты из-за пандемии. Кроме того, еще в марте Carlsberg выделил около $14 млн – на медицинские и гуманитарные исследования, направленные на смягчения последствий пандемии и предупреждение развития подобных эпидемий в будущем, а также отправил около 17 тыс. винной основы сидра для создания санитайзера. Все компании семьи Carlsberg оказывают помощь обществу в регионах присутствия, отвечая на потребности местных сообществ. «Балтика» во всех регионах своего присутствия оказывает помощь в координации с органами власти, оперативными штабами, общественными организациями, НКО, волонтерскими центрами», — отметила она.

На онлайн-встрече в Москве Юлия Мазанова, директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест», который выступил генеральным партнером московской конференции, поделилась опытом компании по ведению социальных программ в период эпидемии. «Мы сохранили свои приоритеты в социальной политике и стратегии устойчивого развития, и продолжаем искать решения социальных проблем в формате win-win. В то же время мы приняли ряд оперативных мер. Так, «Металлоинвест» выделил медучреждениям в регионах присутствия около 2 млрд рублей, чтобы они могли максимально эффективно противостоять распространению коронавирусной инфекции», — рассказала она. При этом, по ее словам, сотрудники холдинга также сделали пожертвование на борьбу с эпидемией — в общей сложности они собрали 1 млн руб., а компания, прежде чем направить эти средства на благотворительность, удвоила эту сумму. Как отметила первый заместитель директора благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан, особую важность в условиях распространения вируса приобрели благотворительные программы, направленные на работу с НКО в регионах РФ. «Наш фонд ведет благотворительную деятельность от лица основателя Алишера Усманова с целью возрождения традиций меценатства. Целевая грантовая поддержка фонда помогает крупным культурным и образовательным институциям страны продолжать осуществлять свою деятельность, переформатировав её под запрос времени. Все наши партнёры и программы активно работали в онлайн-формате на протяжении карантина. Особо хочу сделать акцент на программе НКО-СОКРАТ, которая инициирована фондом «Искусство, наука и спорт» в 2019 году и ориентирована на поддержку региональных НКО. Создавая мощный импульс для развития НКО в регионах, предоставляя им доступ к лучшим социальным практикам, спикерам, обучающим материалам, программа НКО-СОКРАТ оказалась жизненно необходимой, особенно в ситуации сокращения доходов», — рассказала она.

По словам директора благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерины Шерговой, потери НКО могли бы быть и меньше, если бы политика государства была бы более эффективной. «Льготы в связи с эпидемией для НКО появились в последнюю очередь, хотя в этой отрасли занято 700 тыс. человек. В конечном итоге мы их получили, однако появись они раньше, наш фонд мог бы сэкономить и направить на закупку лекарств 2 млн руб.», — отметила она. В то же время, по ее словам, правительство поддержало инициативу фонда и установило преференции по налогу на прибыль для юридических лиц—жертвователей в социально ориентированные некоммерческие организации, а также в те, которые пострадали от распространения COVID-19.

Подробнее о программах мероприятий в регионах:

Екатеринбург
Москва

Новосибирск
Пермь
Санкт-Петербург
Уфа

Челябинск

Поделиться: