Городская логистика. Последняя миля
Когда мир стал бесконтактным, городская логистика столкнулась с необходимостью молниеносных изменений. Возникла потребность в складах площадях внутри мегаполиса и расположенных максимально близко к нему, в дополнительных транспортных и кадровых ресурсах, во внедрении новых или отладки существующих процессов и структур. Логистика приросла новыми мощностями и ресурсами, многие из которых продолжат работать и после отмены условий карантина. В рамках встречи из цикла онлайн-конференций ИД «Коммерсантъ» эксперты обсудили ключевые изменения городской логистики, вспомнили меры, на которые пришлось пойти, чтобы удовлетворить высокий спрос на доставку, поговорили о ближайших перспективах отрасли. Обсуждение актуальных вопросов прошло в партнерстве с Dalli Service и при поддержке Knight Frank.
За несколько месяцев карантина большинство из нас осознало, что поводов для выхода из дома у нас не так уж и много: все, что необходимо человеку, ему привезут домой, будь то доставка продуктов, товаров первой необходимости, одежды, товаров для дома или лекарства. Основная торговая активность потребителей перекочевала из традиционной розницы в онлайн и, пусть во многом и невольно, но настолько крепко вошла в привычку, что даже с открытием магазинов, ТРЦ и ресторанов мы не перестанем пользоваться услугами электронной коммерции, озвучил сложившийся тренд современного общества модератор конференции, ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели. При этом высокий спрос сохранится и на доставку, а значит и на логистику. На протяжении всех этих непростых месяцев именно она поддерживала жизнь в изоляции. А на передовой, конечно же, последняя миля, благодаря которой все покупки доехали до места назначения.
Режим карантина для экономики страны стал настоящим шоком, сходятся в мнении эксперты. Однако если сравнивать складской рынок с другими сегментами коммерческой недвижимости, стоит отметить, что складские и логистические комплексы пережили это время с наименьшими потерями. А в чем-то даже и выиграли, говорит директор департамента индустриальной и складской недвижимости, земли Knight Frank Константин Фомиченко. «Активность компаний, представленных на складском рынке, в период карантина, конечно, немного сократилась, объем спрогнозированных на первый период 2020 года сделок снизился в абсолютном выражении на 15%. Но при этом КПД их деятельности существенно вырос,— продолжает эксперт.— Скорее всего, к концу года динамика по сделкам восстановится, и 2020 год мы закроем, согласно нашим первоначальным прогнозам. Основным драйвером спроса на складские площади в этот период выступали компании, работающие в сфере e-commerce, непосредственно операторы электронной торговли, представители бизнеса, занимающиеся доставкой и те, кто, работая в офлайне, развивает свою онлайн-составляющую. Мы наблюдали значительный всплеск запросов на складские помещения, при этом особым спросом пользовалось расположение внутри МКАД. По итогам первого квартала текущего года доля сделок компаний в сегменте e-com по московскому региону составила в целом 45%. На сегодняшний день эта цифра меньше, но потребность игроков онлайн-рынка в качественных складских помещениях в черте города сохраняется, а объем неудовлетворенного спроса в Москве при этом превышает показатель в 1 млн кв. м».
Необходимость в новом помещении для складирования заказов подтвердила и коммерческий директор службы доставки Dalli Service Ольга Древаль. Столкнувшись с большим ростом обращений и оставаясь качественным сервисом доставки для интернет-магазинов и омниритейла, стало понятно: без дополнительного склада не обойтись. К сожалению, поиски закончились плачевно — ничего подходящего под запросы компании на складском рынке Москве не было. Пришлось выжимать по максимуму из существующего склада, перестроив попутно рабочие процессы, привлечь внешних консультантов, нарастить мощности и ресурсы. Справиться с текущим в период пандемии объемом обращений в итоге удалось, как и выдержать все коэффициенты. Для компании это особенно важно, поскольку ее основные принципы — строгое соблюдение KPI по срокам доставки товаров до покупателей и предоставление первоклассного сервиса для ритейла. При таком подходе сохранились и партнерские отношения: с курьерской службой работают такие магазины, как МТС, «Детский мир», Henderson, BAON, TOY.RU, HOBBYGAMES и другие представители омниритейла.
«Мы, как логистический оператор, почувствовали скачок спроса в апреле, когда люди стали запасаться продуктами впрок,— рассказывает Ольга Древаль.— Росли показатели таких категорий, как “Хобби и рукоделие”, “Декор и дизайн”, “Все для дома”, “Сад и огород”, “Инструменты”, “Стройка”. Если говорить о сегменте fashion, то здесь покупали домашнюю одежду и белье. Конечно, сравнивать показатели наши и продуктового ритейла, например, не совсем правильно, но и нам есть, что праздновать,— от месяца к месяцу мы прирастали в три раза. При этом заказы распределялись по Москве и Московской области неравномерно: если на период апрель-май 2019 года мы фиксировали 18% доставки, то в 2020 году — 30%. Интересно, что доля заказов в Москве в сравнении с прошлогодним периодом стала меньше почти на 10%. Мы связываем это с тем, что многие уехали на самоизоляцию из столицы в Подмосковье и уже оттуда совершали покупки. Оплачивали потребители свои заказы при этом сразу: доля предоплаты существенно выросла. Люди не хотели взаимодействовать с курьерами, а стремились быстро и спокойно получить свои покупки. Благодаря этому увеличилась и скорость самой доставки, потому что курьеру уже не нужно было тратить время на прием наличных и расчет. Рост предоплаченных заказов, кстати, во многом позволил нам пережить тот бум запросов на доставку, который обрушился на нас в последние три месяца».
В целом логистическая отрасль сегодня сохраняет свои подросшие за период карантина показатели. Отток потребителей после оживления рынка традиционной розницы и сегмента Food в том числе если и будет, то в пределах 20%. Люди привыкли покупать онлайн и отказаться от этой привычки уже не смогут, уверена Ольга Древаль. Особенно когда оператор доставки зарекомендовал себя как пунктуальный, ответственный и вежливый сервис услуг: в этом случае лояльность покупателя сохранится не только к нему, но и ко всем типам интернет-площадок. Поэтому, если вашему магазину необходим лучший сервис доставки до ваших покупателей, присоединяйтесь! Подробная информация о сотрудничестве доступна на официальном сайте компании.
Апрель 2020 года действительно стал точкой невозврата для логистического рынка. Форс-мажор с закрытием границ и введением режима ограничений на офлайн-торговлю сказался на качестве оказания услуг по доставке заказов. Работать нормально в условиях возросшего в десятки раз спроса никто не мог. В какой-то момент показатель SLA отдельных логистических компаний упал до 40%! Однако уже через две недели логисты доказали, что им по плечу справиться с любыми задачами, комментирует изменения рынка председатель комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ, совладелец и управляющий партнер группы компаний «220 Вольт» Алексей Федоров.
Основная проблема, которую оперативно пришлось решать всем без исключения компаниям, задействованным в доставке,— острая нехватка курьеров. Крупные игроки рынка начали пополнять свой штат, предлагая работу тем, кто остался без средств к существованию из-за приостановления работы традиционной розницы и ресторанной сферы. Так, например, одна известная и авторитетная офлайновая сеть начала развозить свои заказы силами 1,5 тыс. официантов закрывшейся ресторанной сети. Wildberries наняла не менее 7 тыс. продавцов вставших на паузу магазинов ТРЦ. За счет этого буквально за две-три недели логисты нарастили объем своих возможностей и смогли поддерживать высокий спрос на свои услуги. Качество работы одного конкретного курьера в Москве с точки зрения заработка компании и эффективности самого сотрудника выросла в два раза, подчеркивает эксперт. Если раньше он выполнял в среднем до пяти заказов день, то новая «карантинная» норма — до 120 заказов! Сегодня, когда режим ограничений стал мягче, она немного снизилась и составляет до 65 заказов в день, но все равно этот показатель как минимум в полтора раза больше, чем был до кризиса.
Помимо возросшего количества курьеров, каждый из которых ежедневно доставляет по 60 заказов, на изменение рынка логистики и последней мили прежде всего сказалось мелкоточечное сигментирование Москвы: курьер прикрепляется к определенному участку, и это позволяет ему развозить больше заказов именно в его пределах. Данная практика работы в сегменте доставки до двери сохранится, уверен Алексей Федоров. А вот опыт доставки заказов из магазинов Dark-store службами такси и каршеринга, к сожалению, сойдет на нет: с течением постепенного оживления рынка и возвращающегося спроса к услугам на пассажирские перевозки подобное обслуживание покупателей станет бесполезно.
Из очевидных уроков, которые усвоила логистика за это время,— необходимость учиться быстро и качественно обслуживать Московскую область и острая потребность ритейлеров в развитии собственных служб доставки. На момент начала пандемии у сети магазинов «ВкуссВилл», например, она уже работала. Правда, в тестовом режиме: в день осуществлялось всего 1 тыс. заказов, поделилась управляющая электронной коммерцией «ВкуссВилла» Лариса Романовская. Три недели понадобилось компании, чтобы решить все глобальные вопросы в этой сфере. На сегодняшний день «ВкуссВилл» доставляет 35 тыс. заказов, в том числе при помощи партнеров — сервиса «Яндекс.Такси», который реализует услугу последней мили. В пределах Москвы это занимает 30 минут, в Подмосковье — чуть дольше. Опыт по осуществлению доставки до двери компания признает ценным и, по заверению эксперта, продолжит развивать и дальше.
Рост доли продаж в сегменте онлайн на пике пандемии подтверждает и директор онлайн-бизнеса «Леруа-Мерлен» Максим Трухин. Если до кризиса он составлял всего 4–5% от общего товарооборота сети, то за последние три месяца вырос до 10%. Возросший спрос на доставку товаров, купленных онлайн, удалось поддерживать благодаря распределению нагрузки по всем фулфилмент-магазинам сети. Офлайновые гипермаркеты «Леруа-Мерлен» превратились в Dark-store: сотрудники собирали заказы, здесь же они хранились, и отсюда же осуществлялась доставка, рассказывает про опыт работы в период пандемии эксперт. Небольшой отток онлайн-покупок наблюдается в «Леруа-Мерлен» уже сейчас. С учетом того, что открываются традиционные магазины и потребитель получил возможность удовлетворить в них свой остаточный накопленный спрос, это ситуация вполне предсказуема. Однако показатель вырос в два раза по сравнению с докризисным периодом, и это, по мнению компании, уже большая победа.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что логистика перешла свой Рубикон. Тот толчок, который спровоцировал COVID-19, привел к тому, что доставка стала незаменимой составляющей городской инфраструктуры и удобным инструментом удовлетворения потребностей современного человека.