Эра цифровых рабочих мест: от концепций к реализации
Очередным смягчением карантинных мер для бизнеса стало разрешение вернуться к привычному существованию. Однако этот факт не сильно изменил работу многих компаний: оказалось, что эффективность работы из дома не столь сильно отличается от работы в офисах, чтобы возвращаться к былому. В итоге мы неизбежно сталкиваемся с переформатированием организации офисной жизни: перед компаниями встает задача уже не спешно перевести сотрудников на удаленную работу, как это было весной, а организовать полноценные условия для продолжения дистанционной работы. Что представляет собой концепция рабочего места будущего и с какими проблемами неминуемо столкнутся работодатели предложил обсудить в рамках конференции ее модератор, ведущий радиостанции «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели.
Все технологии, которые были реализованы в компаниях за последние полгода, были доступны давно, и ничто не мешало организовать удаленную работу и ранее, полагает руководитель дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга «Инфосистемы Джет» Антон Павленко. Истинная причина массового перехода на удаленную работу — четвертая промышленная революция, уверен он, отмечая, что «тренды на рабочих местах не менялись последние лет пять». Это, во-первых, тенденция к тому, что все сотрудники должно быть всегда онлайн, связанная с тем, что рабочий день смещается и заказчики зачастую находятся в разных часовых поясах. Во внутреннем фасаде компаний появились кросс-географические команды: к работе стали привлекать таланты по всему миру или по всей России, а не там, где у компании офис, отмечает господин Павленко. Еще одна тенденция – кросс-функциональные команды. «Раньше отдельно работал бизнес, формировал требования, их передавали аналитикам, аналитики делали ТЗ программистам, те писали решения. На это уходили годы, и жить в таких реалиях стало невозможно, поэтому рабочие места начали трансформироваться: появились agile-офисы, когда в одном месте сидят и бизнес-заказчики, и программисты, и общаются напрямую», рассказывает Антон Павленко.
Пандемия помогла изменить психологию работодателей, показать им, что работать удаленно без потери эффективности возможно, полагает спикер. В 2019 году количество удаленных работников не превышало 4%, но 67% были готовы к удаленной работе, в 2020 году количество удаленных сотрудников достигало 28%, говорит господин Павленко. Размылось понятие рабочего места, при доступности всех информационных систем компании присутствие в офисе теряет смысл, отмечает он. Удаленная работа из «блага» для компаний перешла в разряд необходимости, уверен он.
Применение любых технологий мобильности порождает риски информационной безопасности, отмечает директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет» Андрей Янкин, указывая, что на удаленной работе размывается периметр организации и увеличивается поверхность атаки. К основным рискам информационной безопасности удаленного доступа относятся хищение и утечка информации, риски взлома ИТ-инфраструктуры компании и риски отказа в обслуживании, перечисляет он. Массовые взломы на карантине были связаны с тем, что компаниям приходилось публиковать свои устаревшие незащищенные сервисы, и среди наших клиентов мы видели случаи, когда происходили банальные взломы, которые приводили к шифрованию серверов. Если ритейл и банки о рисках отказа в обслуживании думают по умолчанию, то компании, которые до этого работали в оффлайне, зачастую забывают, что дают в онлайн возможность, по сути, прекратить свой бизнес одним ударом.
«Инфосистемы Джет» проводили эксперимент – публиковали в интернете управляющие сервисы, которые бы представляли интерес для злоумышленников, и зафиксировали рекорд – 21 секунда прошла от момента публикации до момента, когда хакеры начали подбирать пароль, рассказывает господин Янкин. Он рекомендует компаниям защищать каналы связи, ввести двухфакторную аутентификацию, защищать конечные устройства, веб-приложения и облачные сервисы, а также провести тестирование на проникновение. Кроме того, зачастую атаки на компании начинаются с социальной инженерии и атак на пользователя, которым необходимо поставить средства защиты на личные устройства, утверждает спикер. Сейчас готовятся изменения в Трудовой кодекс, которые позволят работодателю выставить требование к работнику о том, что средства защиты должны быть установлены, рассказывает он.
Компания «Вымпелком» уже несколько лет внедряет новое поколение офисов – «гибкие» офисы в формате “agile”, рассказал руководитель департамента ИТ-инфраструктуры компании «ВымпелКом» Александр Кондрашев. В 2014 году «Вымпелком» попробовали экспериментальный стенд с виртуальными рабочими местами от компании VmWare, в 2016 году организовали удаленную работу для небольшого подразделения Центра поддержки клиентов, а в 2018 году была выработана концепция shared workspace и проект Beefree, основанный на том, что привычный стиль работы за определенным рабочим местом в определенные часы в офисе не единственный способ организации рабочего процесса. Часть сотрудников перешла на работу из дома, а в новом офисном пространстве было решено отказаться от привычных офисов. Большинство сотрудников не имеют закрепленного рабочего места и получают компенсацию, если используют личное оборудование, а у руководителей отсутствуют кабинеты, рассказал господин Кондрашев. Компания пересмотрела трудовые контракты, позволив сотрудникам работать вне офиса, переработала мероприятия по информационной безопасности и проводит онлайн-обучени сотрудников. Из возникших проблем господин Кондрашев отметил психологический момент: не все сотрудники были готовы работать удаленно, у некоторых появилось больше соблазнов заниматься домашними делами. С технической точки зрения основной риск заключается в том, что любые технические проблемы на платформе приводят к сбое в работе большего количества сотрудников, указывает Александр Кондрашев, рекомендуя иметь запас оборудования для возможности наращивать производительность информационных систем. Таким образом, компания оказалась готова к пандемии, переведя этой весной 95% сотрудников на удаленную работу, заключил господин Кондрашев.
Во дискуссионной части конференции спикеры обсудили психологические аспекты работы из дома. Руководитель системных инженеров Citrix в Восточной Европе, России и СНГ Сергей Халяпин отметил, что все инженеры в Citrix стали работать больше и лучше, перейдя «на удаленку». Переход на удаленную работу подразумевает определенную культуру, ведь мы привыкли к походам в курилку и общением с коллегами как к некоей отдушине, чтобы «выпустить пар», заметил бизнес-консультант по безопасности Cisco Алексей Лукацкий. В Cisco работают психологи, объясняя сотрудникам, как работать «на удаленке», рассказал он. Дополнительное психологическое напряжение дома накладывает тот факт, что рядом семья, дети, добавляет исполнительный директор блока «Технологии», Сбербанк Сергей Фадин. В его компании HR-ы давали советы, как занять детей, в том числе, предлагали для них онлайн занятия со специально приглашенными тренерами, рассказал спикер. Опыт последних месяцев показал, что почти треть сотрудников ПАО «Силовым машины» могут работать удаленно, что они и продолжают практиковать этот формат работы и после снятия карантинных ограничений, рассказал ИТ-директор ПАО «Силовые машины» Владимир Пуляев, отметив, что ранее удаленный формат был доступен только руководителям. Первые три недели организации удаленной работы были очень тяжелыми с точки зрения организации удаленной работы, но потом работа выстроилась и ИТ-подразделение вновь перешло в стадию техподдержки, рассказал он.
Однако не стоит смешивать понятия «удаленный доступ» и «вынужденная работа из дома», отметил Алексей Лукацкий: работа из дома в условиях пандемии – это серьезное давление идет на психику, удаленная работе же предоставляет сотруднику выбор работать там, где ему удобно, это концепция «офис там, где я». В таком случае продуктивность сотрудника растет, уверен господин Лукацкий. «По опыту Cisco, когда нас 20 лет назад переводили на удаленку, продуктивность выросла от 10-40% в зависимости от категории работника, и рост доходов тоже был», рассказал спикер.
Опыт удаленной работы у многих компаний пока не очень длинный — всего 2 месяца, которые показали, что сначала был интерес и энтузиазм к подобной организации работы, но нельзя на основе этого делать выводы о том, насколько целесообразно рассматривать массовое распространение на постоянной основе, уверен вице-президент, директор направления ИТ-архитектуры банка «Открытие» Андрей Залманов. С одной стороны, компании заинтересованы нанимать людей без привязки к географическим пунктам, но с другой стороны, это означает, что мы нанимаем людей, которые могут проживать в инфраструктурно бедных областях – небольших городах или сельской местности, и их оборудование нужно как-то поддерживать, рассуждает господин Залманов, указывая, что этот вопрос также требует проработки. Действительно, если у сотрудников из маленьких городов сломается оборудование, нужно быстро организовать замену ему, соглашается Александр Кондрашев, отмечая, что это лишь 1-2% проблем, которые возникают.