Экономика вируса. Доставка и Логистика
Продолжается цикл онлайн-конференций от ИД «Коммерсантъ», посвященный вопросам экономики в период распространения коронавирусной инфекции. В этот раз представители бизнеса решили обсудить процессы доставки и логистики. О том, с какими вызовами пришлось столкнуться компаниям, осуществляющим доставку, каким образом были перенастроены их логистические процессы и каким сервисам уделяется особое внимание сегодня, рассказали ведущие игроки этого рынка.
Карантин в России продолжается уже вторую неделю. До него многие уже столкнулись с особенностями дистанционной работы из дома. А впереди, по предварительным прогнозам, нас ждет еще три недели самоизоляции. Повышенный спрос на онлайн-покупки стал новым трендом на рынке ритейла, складской недвижимости и логистики. Основная нагрузка сегодня лежит на плечах логистических компаний и всех тех сервисах, которые занимаются доставкой заказов, подчеркнул главную тему для обсуждения модератор конференции, ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели. Казалось бы, настало то самое золотое время для логистов, однако определенные проблемы в работе не позволяют им использовать все возможности для охвата рынка в полную силу.
Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются логисты сегодня,— режим ограничений передвижения, действующий как на территории нашей страны, так и в мире. Доставка международных направлений — настоящий вызов даже для такой крупной госкорпорации, как «Почта России». Многие страны закрыли воздушное пространство для пассажирских авиасообщений, но почтовые отправления по-прежнему «летают», отметил директор по маркетингу и развитию продуктов направления электронной коммерции АО «Почта России» Артем Степин. Эта ситуация требует определенных мер и особых усилий, чтобы потребители получили свои посылки вовремя. В истории существования почты такой стресс-тест происходит впервые, отметил эксперт.
Среди других немаловажных вызовов для процессов доставки выступают, конечно же, ее сроки и безопасность. Желание человека получить свой заказ как можно быстрее сегодня стало еще актуальнее, а требование к процессу получения — жестче. На первое место для компаний выходит забота о здоровье клиента, причем не только физического, но и эмоционального. Все контакты минимизируются, и в этом усматривается еще один актуальный на сегодня тренд. «Почта России», впрочем, как и многие популярные курьерские онлайн-сервисы, активно использует бесконтактную доставку. Посылка или заказ оставляется перед дверью, где его и забирает конечный потребитель. По оценке господина Степина, показатели доставки на дом за последний месяц выросли с 800 посылок до 35 тыс. в день.
Инструментами, способными поддерживать бесконтактную работу по доставке и заказу отправлений, стали мобильные приложения и другие цифровые сервисы. Компании активнее стали внедрять их и вкладывать большие ресурсы для развития. Та же «Почта России», например, успешно использует опыт работы своего приложения. Одно из его преимуществ заключается в том, что посылку можно оформить, не приходя при этом в отделение. За последний год количество таких отправлений выросло в семь раз. Каждый шестой житель нашей страны однажды, да получил уведомление о местоположении посылки или письма. Количество положительных отзывов о мобильном приложении почты позволяет прогнозировать дальнейшее развитие данного инструмента, уверены эксперты.
«Поддержание качества работы всех доступных сервисов сегодня — одна из основных задач,— поддержал коллег генеральный директор “Сберлогистики” Сергей Малышев.— Мы также большими темпами прирастаем сегодня в сфере курьерской доставки: нанимаем и обучаем людей, пополняем автопарк. Несмотря на колоссальный спрос на доставку, наш сервис держит показатель качества на уровне не менее 90%, что на сегодняшний день очень хорошо. Вся доставка осуществляется бесконтактно, поскольку это важное условие сегодня. Мы надеемся, что все то грамотное распределение ресурсов, которое позволяет нам сейчас оставаться в топе игроков на рынке логистики, будет и в дальнейшем способствовать тому, чтобы те клиенты, которые пришли к нам в период карантина, оставались и дальше с нами. Наши сервисы будут продолжать масштабироваться и обеспечивать качественный сервис по доставке товаров».
Проблему высокой нагрузки, с которой сталкиваются сегодня логисты, отметил и генеральный директор ГК PONY EXPRESS Георгий Аликошвили. Ситуация усложняется еще и тем, что многие пункты самовывоза также закрылись на время карантина. Все те компании, у кого была возможность, оперативно подключились к постаматам, расположенным в магазинах в шаговой доступности от мест жительства конечного потребителя. Остальные усилили сегмент курьерской доставки. И все равно, по мнению эксперта, крупные компании, осуществляющие доставку силами собственных курьерских служб или в партнерстве с внешними логистическими представителями отрасли, не справляются с внезапно свалившимся на них объемом. Такие популярные магазины, как, например, «Перекресток», «Утконос», МЕТРО или платформа Goods, при заказе у них продуктового набора не в силах предложить доставку не то что день в день, но даже через день. В итоге большинство покупателей по-прежнему совершают физические покупки в ближайшей «Пятерочке». Более осведомленные прибегают к услугам небольших, сомнительных контор, которые берутся за наличную оплату доставить заказ в удобное время. Таким образом, уверен господин Аликошвили, слабо налаженные связи в процессе цепочек доставок у крупных компаний приводят к тому, что в период кризиса активизируются игроки теневого рынка.
Подобные предложения на рынке действительно есть, признал директор по логистике торговой сети «Перекресток» X5 Retail Group Денис Шульга, но говорить о том, что они составляют серьезную конкуренцию белым игрокам, не стоит. У всех крупных компаний рынка ритейла создана достойная инфраструктура, способная «закрыть» спрос на доставку в любое время, даже в кризис. Но многим для этого требуется небольшое время для перенастройки своих процессов. С повышенным спросом на продукты первой необходимости магазины столкнулись еще как минимум за неделю до объявления первой нерабочей недели. Люди уже тогда килограммами скупали крупы и другие товары, а магазинам приходилось оперативно восполнять ассортимент на полках. С точки зрения логистических процессов, это большая работа, которую просто невозможно изменить по щелчку пальцев, подчеркнул эксперт. При этом все крупные игроки на рынке ритейла стремятся сохранить ценовой диапазон своих товаров, по минимуму закладывая издержки на логистику в их конечную стоимость.
Необходимость «достраивать» рабочие процессы отметил и директор по развитию «AliExpress Россия» Дмитрий Селихов. Даже в Китае всем платформам, которые считают основателями электронной торговли в мире, потребовалось время на восстановление прежней эффективности. На сегодняшний день AliExpress работает без срывов, кросс-бордерная торговля в России также налажена. Все товары, представленные на платформе «AliExpress Россия», в наличии, их общее количество превышает 2,5 млн. Из положительных трендов — рост количества товаров отечественного производства. По оценке господина Селихова, спрос на них в феврале и марте существенно вырос, а оборот российских товаров за этот период составил порядка 500 млн рублей в день. Соответственно, выросла и нагрузка продавцов на маркетплейс: все больше новых партнеров хотят подключиться к платформе. «AliExpress Россия», в свою очередь, разработала ряд мер для поддержки отечественного бизнеса. Так, например, с апреля отменена комиссия за заказ у продавца, представленного на данном маркетплейсе. Более того, в ближайшее время процедура по подключению к платформе будет максимально упрощена — онлайн-магазин можно будет открыть буквально в два клика! Для представителей среднего и малого бизнеса в непростых на сегодняшний день условиях кризиса такая поддержка особенно ценна, уверен эксперт.
На скорость доставки товаров, как на полку в магазине, так и до двери покупателя, по-прежнему сильно влияет расположение складского комплекса. Доступность сегодня важна как никогда, особенно в разрезе онлайн-доставок. «Склады являются одним из основных инфраструктурных объектов торговли, от того, насколько они соответствуют запросам времени, в частности, настроены ли на доставку онлайн-заказов товаров первой необходимости, имеют ли стратегическое расположение вблизи развязок, федеральных трасс, основных транспортных артерий, зависит эффективность логистики, а значит, и скорость доставки,— отметила коммерческий директор “Ориентира” Александра Селезнева.— Перед девелоперами складского сектора сегодня стоит серьезная задача — создавать такие решения, которые позволят складу клиента адаптироваться под запросы конечных пользователей, а также предложить такие складские форматы, которые способны обеспечить бизнесу капитализацию даже в условиях затяжной изоляции».
Рынок ритейла, складской недвижимости и логистики оказался сегодня в роли свидетеля больших перемен. От того, насколько быстро и качественно компании настроят свои рабочие процессы на реалии нового времени, будет зависеть их дальнейшее развитие. Тем более что интерес к онлайн-шопингу, быстрой курьерской доставке и бесконтактным способам передачи заказа в ближайшее время не изменится.