Экономика вируса. «Черный лебедь» в шкуре медведя
На фоне стремительного распространения коронавирусной инфекции, повлиявшей на то, что многие игроки поставили свое производство на паузу, практически лишив себя доходов, специалисты в области экономики, фондового рынка и представители бизнеса пытаются просчитать ущерб, нанесенный глобальной экономике. Панические настроения от реального положения дел отделяли участники первой в истории ИД «Коммерсантъ» онлайн-конференции. Прямой эфир прошел при поддержке ГК «Ориентир».
В условиях мировой пандемии фраза Льва Николаевича Толстого «Все счастливые семьи несчастны по-своему» приобрела особый смысл, задал тон беседе модератор конференции, ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели. Мировое сообщество столкнулось с единой непредвиденной, а потому такой неожиданной проблемой, реакция на которую у каждого из нас, будь то страна, город или человек, совершенно разная. Сегодня уже никто не отрицает серьезность ситуации. Эффективные сценарии для профилактики распространения инфекции внедряются в каждой стране, где отмечается высокий уровень опасности. К сожалению, кардинальные меры, на которые вынуждены пойти власти, самым негативным образом отражаются на экономике.
Когда в конце прошлого года ведущие экономисты делились прогнозами на 2020 год, никто и предположить не мог, что главной угрозой мировой экономике и финансовому рынку может стать пандемия. Впрочем, то, что угроза мирового здоровья пришла из Китая, закономерно для нашей истории. Вспомнить хотя бы опыт 2002–2003 годов, когда все мы столкнулись с вирусом атипичной пневмонии, привел доводы Александр Габуев, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги. Тогда пандемия тоже началась с Китая и имела общую с коронавирусом природу: продовольственные рынки, на которых продают живых экзотических и диких животных, а также культура поедания различных природных тварей в этой стране — катализаторы возникновения новых форм опасных вирусов.
На сегодняшний день ситуация в Китае стабилизировалась: в стране отмечается ослабление режима карантина, начинают открываться торговые центры. На первый взгляд кажется, что страна достаточно быстро справилась с эпидемией, вовремя приняв ряд строгих мер, однако вероятность второй волны пандемии по-прежнему высока, отметил эксперт. Во-первых, мало людей переболело вирусом, во-вторых, как он себя поведет в дальнейшем, до сих пор не знает никто, поэтому власти Китая продолжают жестко контролировать границы своей страны и следить за гражданами.
По примеру Китая карантин введен и на территории России. Несмотря на то что официально режим чрезвычайного происшествия в нашей стране не объявлен, многие компании еще две недели назад начали переводить своих сотрудников на дистанционный формат работы, а текущая неделя и вовсе провозглашена нерабочей. Добровольно-вынужденная самоизоляция большинства из нас привела к дефициту определенных групп товаров первой необходимости и существенно просадила доходы во всех сферах бизнеса.
Больнее всего сложившаяся ситуация ударила по среднему и малому бизнесу. Режим карантина переживут не все. Тем не менее пытаться сейчас выделять сектора, которые пострадали больше всего, не вполне целесообразно, убеждена партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ, EY Ольга Архангельская. Все элементы экономики тесно взаимосвязаны, поэтому сегодня как никогда точно ее нужно понимать. Давайте проследим всю цепочку: при переходе на удаленную работу доходы многих снизились, особенно почувствовали кризис на себе фрилансеры и представители тех профессий, работа которых связана с продажами. Соответственно, доходы ритейла также упали, а вопросы арендной оплаты, наоборот, остро встали перед бизнесом. Многие на этом фоне стали просить скидки на оплату или предоставление арендных каникул. Собственники помещений, в свою очередь, также обложены кредитами, поэтому снижение стоимости аренды, и уж тем более отсрочка платежей, грозит уже доходностью банков. Отсутствие денег у банка приводит к невозможности поддерживать на плаву государственную систему. В итоге рушится все. И это, к сожалению, та реальность, в которой оказался бизнес сегодня. По мнению эксперта, многим придется договариваться, находить компромиссы и вместе делить тяготы сложившейся ситуации. Крайнего в этой цепочке доходности нет, мы все сидим в одной лодке под названием «экономика сегодня».
Единственный рост, заметный на рынке в данный момент,— спрос на онлайн. Даже оставаясь дома, люди не готовы отказываться от привычных покупок и бытовых дел. Онлайн давно борется за внимание потребителей, и пандемия с ее мерами вынужденной самоизоляции стала катализатором активного спроса на покупки и услуги онлайн. При этом многие компании к такому росту интереса к их сервисам оказались не готовы: выросло не только количество заказов, но и скорость их обработки, а также доставки, поскольку нежелание долго ждать свою покупку в сложившейся ситуации только усугубилось.
Среди онлайн-игроков сегодня выигрывает тот, кто позаботился о грамотной инфраструктуре. В первую очередь это фулфилмент-фабрики, отметила коммерческий директор ГК «Ориентир» Александра Селезнева. Такие крупные онлайн-компании, как «Утконос» и Ozon, например, пользуются удобными складскими платформами, способными обеспечить выполнение операций по обработке и доставке заказов быстро, удобно и, что самое главное сейчас, вовремя — в соответствии с ожиданиями их покупателей. «Склады являются одним из основных инфраструктурных объектов торговли, от того, насколько они соответствуют запросам времени, в частности, настроены ли на доставку онлайн-заказов товаров первой необходимости, имеют ли стратегическое расположение вблизи развязок, федеральных трасс, основных транспортных артерий, зависит эффективность логистики, а значит, и скорость доставки,— отметила эксперт.— Перед девелоперами складского сектора сегодня стоит серьезная задача — создавать такие решения, которые позволят складу клиента адаптироваться под запросы конечных пользователей, а также предложить такие складские форматы, которые способны обеспечить бизнесу капитализацию даже в условиях затяжной изоляции».
Таким образом пандемия обнажила не только уязвимые места бизнеса, но и показала определенные возможности для развития. Немало хороших доходных вариантов на данный момент можно найти на финансовом рынке. Да, мы вошли в фазу жесткого экономического кризиса: две недели назад финансовый рынок обвалился практически по всем видам активов. Да, банки отреагировали на это, пойдя по пути проверенного в 2008–2009 годах сценария, в результате чего создана гигантская ликвидность на триллионы долларов «по всем фронтам». Но острая фаза кризиса уже прошла, уверен президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган. Давление на все валюты мира снизилось, показатели коммодити откатываются назад, да и фондовые рынки уже гораздо спокойнее реагируют настроения биржи.
Конечно, с одной стороны, кризис с обвалом рубля — трагедия для многих представителей бизнеса, с другой — интересные возможности для инвестиций. Например, стали заметны компании с сильными балансами, без долгов и с солидным запасом наличности на счетах, способные поглотить конкурентов и укрепить свое влияние на рынке. Хорошее время приобрести их акции. Второй момент — на рынке появилось огромное количество облигаций, которые в последнее время сильно потеряли в цене. Также эксперт обращает внимание на такие выгодные сегодня инструменты для инвестирования, как ETF на «правильные» активы и акции золотодобывающих компаний. В периоде двух-трех лет эти активы способны принести высокие дивиденды — до 30% от суммы.
В целом, по оценкам экспертов, перезагрузка и восстановление экономики начнется в среднем через три месяца. Худшим сценарием для ритейла по окончании карантина может стать укрепившаяся привычка людей делать покупки онлайн. В связи с этим на рынке произойдут определенные изменения, вероятно, из списка тех, о которых часто говорили на профильных мероприятиях, но боялись внедрять. Например, существенно увеличится число курьеров, появится наконец-то доставка дронами, будет внедрена некая единая цифровая платформа. Традиционной рознице первое время будет непросто, но все же торговые центры станут первыми, куда начнут возвращаться люди. Тем, кто пандемию не переживет, придется либо уйти с рынка, либо перепрофилироваться. Например, в складское помещение для городской логистики.
Самой неочевидной остается ситуация с возвращением компаний в офисы и безработицей. Многие уверены, что за время самоизоляции люди привыкнут работать дистанционно, поэтому компании пересмотрят необходимость аренды офисных помещений. Скептиков этой идеи гораздо больше. У офисной работы своя природа: для многих бизнес-процессов важно личное присутствие и общение. Вакансия в сегменте офисной недвижимости больше не станет, уверены эксперты. Даже несмотря на процент людей, которые на фоне вынужденной паузы в бизнесе потеряли работу. Все отрасли экономики тесно связаны, поэтому те сферы, деятельность которых начнет восстанавливаться в первую очередь, станут создавать и новые рабочие места. Актуальным здесь останется вопрос размера заработных плат, но это, как водится, совсем другая история.