Layer 1

E-com и логистика. Завтрак. Санкт-Петербург

16 июня 2023 Пятница
e-comm/retail
Место проведения: Tinkoff Media Dome
1:55:58

В период проведения Международного питерского экономического форума в городе на Неве традиционно соберутся первые лица компаний, Kommersant Events проводит серию деловых мероприятий для обсуждения актуальных вопросов, трендов и стратегий развития бизнеса с лидерами мнений. Присоединяйтесь к нашим бизнес-активностям!

16 июня проведем завтрак по электронной коммерции и логистике с экспертами отрасли, чтобы обсудить драйверы для развития e-com, поделиться успешными кейсами импортозамещения и параллельного импорта товаров, подискутировать о преимуществах собственных логистических сервисов vs привлечения 3pl-операторов.

За 2022 год инфраструктура электронной коммерции получила мощный толчок к развитию. Появилось множество сервисов и продуктов, призванных компенсировать, оптимизировать и помочь в развитии интернет-магазинов и маркетплейсов. Какие насущные вопросы и проблемы стоят перед отраслью, какие перспективы предсказывают эксперты, какие намечаются векторы развития для е-com, а значит и для складов, логистических компаний, платежных систем, ведущие игроки рынка раскрыли на деловом завтраке ИД «Коммерсантъ» в рамках Международного питерского экономического форума-2023.

На протяжении последних трех лет ежегодный рост е-сом составляет в среднем 30%. Востребованность электронной коммерции становится сильнее и масштабнее, а на самом рынке уже определились лидеры и сформировались соответствующие ниши. 75% всех заказов в 2022 году, например, были проведены через маркетплейсы, подчеркнула современную тенденцию модератор, директор по развитию «Бета ПРО» Екатерина Анциферова.

Несмотря на постоянный рост, эффективность работы е-сом во многом зависит от того, что происходит на складском и логистическом рынке. Основные задачи каждого представителя электронной коммерции — эффективное распределение товара на складе, быстрая обработка заказов и, конечно же, конкурирование за счет коротких сроков доставки.

«Если вспомнить историю становления складского рынка, можно отметить, что у нас всегда присутствовала волнообразная борьба арендатора с арендодателем. До 2014 года была одна ситуация, после — другая, до середины 2020 года в топе находился формат built-to-suit, с наступлением пандемии мы узнали, как много возможностей дает интернет для работы. Как ни странно, но три года назад складской рынок начал демонстрировать свои самые сильные стороны, вышел в лидеры и по сей день остается интересным и привлекательным, в том числе и для инвесторов,— отметил директор по работе со складскими и производственными помещениями, филиал IBC Real Estate в Санкт-Петербурге Андрей Амосов.— В 2022 году на всей территории России было введено порядка 3,5 млн. кв. м новых площадей. Динамика роста сохраняется даже в условиях текущей экономической ситуации. При этом одними из ключевых и, что самое важное, постоянных потребителей складских помещений на протяжении последних трех лет остаются онлайн-ритейл и торговые компании, развивающие направление многоканальности. Что касается Санкт-Петербурга, то на май текущего года доля свободных площадей в классе А и В составила всего 2,9%. Средняя ставка аренды в классе А при этом выросла до отметки в 6,280 тыс. руб. за кв. м. Если же говорить об актуальных тенденциях, стоит отметить, конечно же, перестройку цепочек поставок. Даже государство активно включилось в решение вопроса преодоления торгово-логистических ограничений. Эффекты от переориентации логистики заметны, и все больше концентрируются в регионах. На наш взгляд, именно региональные проекты в ближайшее время станут точкой роста замещения логистических цепей».

Не раз отмечалось, что последние три года стали для рынка коммерческой недвижимости не только большим вызовом, но и периодом новых возможностей. Разработки и современные цифровые, технологические проекты появились и в сегменте e-com. Например, складской комплекс, построенный для решения своих задач логистической компанией СДЭК.

«В 2021 году мы построили и запустили первый в России и Европе промышленный сортировочный комплекс с использованием роботов. Это принципиально новое, уникальное решение, кардинально отличающееся от традиционных конвейерных линий,— поделилась директор СДЭК города Санкт-Петербург Надежда Тайц.— Комплекс занимает площадь всего 1200 кв. м, однако его мощность вне конкуренции — в час происходит сортировка 4 тыс. отправлений. Поскольку мы, без преувеличения, являемся лидерами рынка по посылочному бизнесу, через нас проходит каждая четвертая посылка в России. Не удивительно, что в какой-то момент мы столкнулись с необходимостью оптимизировать работу по сортировке и обработке отправлений. Несмотря на то что мы логистическая компания, конкурировать нам приходится с маркетплейсами, которые собственными силами осуществляют доставку товара до конечного потребителя. Не стоит забывать и про высокие требования питерцев к уровню сервиса. Наша гибкость, усиленная новым сортировочным комплексом, позволяет поддерживать эту конкуренцию. Мы прогнозируем, что в 2023 году только в Питере доставим более полутора отправлений на одного человека, придерживаясь при этом привычных для потребителей цен на доставку».

«История про гибкость действительно остается одной из самых ключевых для компаний, присутствующих на рынке электронной коммерции. В годы карантина крайне важно стало уметь переключать продажи между каналами традиционной розницы и онлайн. С середины 2022 года бизнесу пришлось так или иначе трансформироваться, чтобы остаться на плаву и в итоге развиваться уже в новых направлениях. С уходом клиентов из числа иностранных брендов, например, нарастить сервисную экспертизу в фулфилмент-сегменте в освободившейся нише услуг для фэшн-брендов. Усиливаться в сервисах складской и логистической обработки заказов брендов в самой быстрорастущей нише маркетплейсов. Переориентировать собственные розничные продажи брендов на маркетплейсах в роли официального дистибутора»,— поделилась опытом генеральный директор, основатель D2C-сервис провайдера ProStore by Lubivaya Оксана Любивая. По словам эксперта, хорошо работает экосистема грамотно выстроенных продуктов, полностью покрывающих потребности клиентов в обеспечении розничных и оптовых продаж, именно она дает компании заветную гибкость при принятии решений, скорость реакции, возможность грамотного управления товарными остатками и ассортиментной политикой. По большому счету все игроки рынка ритейла на сегодняшний день сосредоточены на одном — стимулировать свои продажи на маркетплейсах или в собственном онлайн-канале.

«В 2020 году маркетплейсы стали, по сути, единственным каналом продаж для большинства ритейлеров, у которых не были развиты собственные каналы продаж в онлайне, и в первую очередь из числа малого бизнеса,— поддержала дискуссию директор департамента бизнес-развития компании “Кактус” Виктория Марочкина.— Мы со своей стороны, конечно же, тоже активно работаем с ними, помогая бизнесу выйти в е-сом. По большому счету мы представляем технологические решения, которые позволяют селлерам кратно расти в своих продажах от месяца к месяцу. Самый главный секрет при этом кроется в омниканальности. На сегодняшний день заметен тренд на то, чтобы усиливать свое присутствие в сегменте d2c, потому что это единственный канал, который дает продавцу прямую коммуникацию с его аудиторией и конечными покупателями. Конкурировать на маркетплейсе становится все сложнее, а это направление больше направлено на персонализацию. Более того, формируется новый актуальный тренд, который мы видим и отслеживаем,— развитие нишевых маркетплейсов. Целевая аудитория на таких площадках уже сформирована, поэтому селлеры хотят представлять свои товары именно там».

Стремясь выстроить свой бизнес в е-сом, онлайн-предприниматели сталкиваются с несколькими ключевыми проблемами. Первая из них — сама закупка: необходимо найти товар и на максимально выгодных условиях для себя доставить его до склада. На этом этапе многие совершают роковую ошибку — не задумываются или несерьезно подходят к выбору логистической компании, которая осуществляет доставку продукции на хранение, обозначил актуальную проблематику современных предпринимателей руководитель продуктов Tinkoff eCommerce Андрей Казаков. Вторая сложность заключается в хранении и упаковке товара: порой стоимость этой услуги достаточно высока для малого бизнеса, поэтому стоило бы, казалось, воспользоваться преимуществами фулфилмента, но опять же знаний об этом у предпринимателей очень мало. И, наконец, третья проблема кроется в доставке товара до склада маркетплейса. На этом этапе у логистических компаний, перевозчиков появляется хорошая возможность по агрегации такой доставки. Когда один предприниматель решает свои вопросы — это дорого, но когда эти вопросы объединяются с другими — это эффективно и приемлемо по цене для каждого конкретного продавца.

В целом у онлайн-предпринимателя, конечно, немало сложностей в процессе работы, но критически важное условие для успешного бизнеса в онлайне — это работа с доставкой. Для малого бизнеса логистика — насущная потребность, однако и логистическим компаниям крайне важно понимать нюансы потребностей «малышей», подчеркнул эксперт.

Если говорить о сегментах е-сом и о том, как они чувствуют себя в это непростое время, стоит отметить в первую очередь категорию fashion. О существенном падении продаж и полном крахе индустрии начали говорить с середины 2020 года, когда об уходе с российского рынка заявили ряд крупных известных брендов. Однако прошел год, а fashion продолжает жить и удивлять новыми марками, решениями и проектами.

По словам генерального директора Soho Fashion Group Германа Шеховцева, рынок fashion в 2022 году действительно просел — сократился на 8%, а последующий год только усугублял эту ситуацию, однако вместо 3 ушедших иностранных брендов в компанию пришли 15 новых, 9 из которых — чистый fashion. На рынок вышли те, кто давно собирался, но не решался, а также те, кто до 2023 года даже не задумывался о таком решении, но рассмотрел в текущей ситуации большие возможности для своего развития. Этот опыт эксперт называет периодом неожиданных проектов — готовых и заранее известных ответов на вопросы бизнеса сегодня нет, поэтому пробовать нужно все доступные и самые смелые варианты, убежден он.

Купным компаниям следует серьезно задуматься о том, чтобы не присоединять кого-то из брендов в свой портфель, а создавать собственные марки, согласился с коллегой руководитель отдела логистики eCom Melon Fashion Group Руслан Халилов. Сейчас самое время для того, чтобы занимать освобождающиеся ниши, убежден эксперт. И, конечно же, продолжать работать со своими стоками и развивать службы доставки — все это напрямую влияет на сроки, в которые конечный потребитель получит свои заказы.

Вывод на рынок нового бренда — одна из точек роста в 2023 году, которые также наметил для себя и один из старейших и известнейших брендов сегмента fashion «Снежная королева». Помимо этого компания планирует сосредоточиться еще на одной важной задаче — концентрации в одном месте управления потоками е-сом. По словам директора по логистике сети мультибрендовых магазинов модной одежды и аксессуаров Алексея Ермакова, для этих целей в текущем году помимо собственного склада для розницы у ритейлера появился также фулфилмент-центр, на базе которого планируется осуществление всей операционной деятельности электронной коммерции — официального интернет-магазина и партнерских отношений с крупнейшими маркетплейсами.

Высокие показатели продаж на сегодняшний день демонстрирует и сегмент make up. Оборот увеличился в несколько раз причем во всех нишах, где он представлен,— традиционном ритейле, онлайн-каналах, салонах красоты, отелях, отметила директор по электронной коммерции, ERSTA.ru Инна Бабич. При этом наблюдается некая приверженность трендам: если в период пандемии нарасхват была косметика для глаз, то сегодня — это красная помада. Со слов эксперта категория бьюти растет настолько быстро и активно, что уже составляет довольно заметный объем в общем обороте е-сом и каждой отдельной компании, работающей в этом направлении. Все чаще увидеть предложения с косметикой можно и на маркетплейсах, однако в приоритете у компаний все же развитие собственных интернет-магазинов, поскольку на больших площадках категория бьюти сильно размывается и обесценивается.

На 35% вырос оборот продаж к концу 2022 года и компании «ВинЛаб». На сегодняшний день в России работает более полутора тысяч магазинов этой сети. По словам директора по электронной коммерции «ВинЛаб» Аскара Кинжигалиева, фокус дальнейшего развития компании держится на двух вещах — качестве продукции и планерном росте в онлайн. На сегодняшний день порядка 700 тыс. активных покупателей пользуются продукцией сети, покупая ее в интернет-магазине или через приложение, и 6 млн потребителей зарегистрированы в программе лояльности ритейлера.

В какой бы сфере ни был представлен ритейл — в традиционной рознице или онлайн, его главная задача — удовлетворить потребность конечного покупателя. Не важно, где он привык совершать покупку и как он хочет получать свои заказы, важно наладить грамотное взаимодействие работы между всеми доступными каналами продаж, будь то физический магазин или витрина маркетплейса, доставка собственными силами или внешних партнеров. Все это в конечном итоге работает на один результат — довольного клиента.

Поделиться:

Программа и спикеры

16 июня Пятница

Контакты