Layer 1

IT-эффективность в эпоху цифровой экономики

28 Января 2021 Четверг
Место проведения: ИД «Коммерсантъ», онлайн-конференция
превью
02:09:51

Сегодня есть проблемы с терминологией: например, существует порядка 6 млн определений того, что такое «цифровая экономика», заявил модератор онлайн-дискуссии, директор по развитию направления «Кибербезопасность населения» компании «Ростелеком-Солар» Олег Седов. По его словам, ему близка позиция о том, что цифровая экономика — это экономика сокращения на межтрансакционных издержках, ярким примером которой является компания Uber. Он отметил, что с определением IT-эффективности сейчас также нет определенности: для технарей это платформы, решения, продукты, «железо» и софт, а для людей статусных это в первую очередь государственная программа.

Сложно понять, в чем разница между IT и «цифрой», согласился партнер и директор по технологиям и цифровой трансформации BCG Москва Вадим Пестун. Обычно стратегия — это список действий, временные рамки, ожидаемый эффект и бюджет, которые составляет компания и затем каждый год пересматривает и анализирует, рассуждает он. Однако в эпоху цифровой экономики факторов, влияющих на нашу жизнь и деятельность компании, становится все больше и больше, поэтому «стратегия должна быть похожей на дерево, чтобы иметь возможность повернуть в ту или иную сторону», полагает господин Пестун. Нужно относиться к стратегии, как к игре, тогда можно лучше понять, куда может произойти движение компании с учетом всех видимых факторов, влияющих на нее, уверен он.

Цифровая экономика — это использование цифровых способов для решения задач по-новому, а фундамент этому конструктору задает нацпрограмма «Цифровая экономика», полагает директор по развитию, директор по направлению «Цифровые технологии» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк. Он отметил, что в нацпрограмме учтены основные вещи: это кадры и их компетенции, информационная инфраструктура, обеспечение информационной безопасности, развитие отечественных цифровых технологий и искусственного интеллекта и изменение нормативно-правовой базы. По словам Алексея Сидорюка, в 2020 году произошли позитивные изменения для развития цифровой экономики: цифровая трансформация стала основным приоритетом, стратегии цифрового развития были утверждены в 21 компании с госучастием, был организован «цифровой спецназ», то есть назначены руководители цифровой трансформации во всех федеральных ведомствах и регионах. Кроме того, была утверждена национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года, реализованы меры поддержки отечественных IT-компаний, принят закон о «регуляторных песочницах», который вступил в силу 28 января. Так пандемия ускорила цифровую трансформацию: компании перестроились на удаленный режим работы, выросло число сервисов цифровой медицины и онлайн-покупок, а онлайн-компания Ozon впервые по капитализации обогнала крупнейшего ритейлера России X5 Retail Group.

Любая цифровизация в компаниях начинается со стратегии: для этого нужно видеть тренды — то, что происходит сейчас, и понимать, куда вы хотите прийти, отметил директор по инновациям ПАО СКБ-Банк Виталий Копысов. При этом кадры решают все: важно, чтобы были люди, готовые взять на себя ответственность, выводить «людей из спячки», заставлять их думать и делать «неудобные проекты», подчеркнул он. Цифровизация — это автоматизация бизнес-процессов, фактически это роботизация банковской сферы, рассуждает господин Копысов. Он считает, что внутри цифровых бизнес-процессов нет человека, человек находится «над» процессом, становится контрольной функцией по его проверке. «Если компания хочет стать цифровым лидером, она должна пройти этот путь»,— заключает спикер.

Сегодня запрос на цифровизацию возникает даже в индустриях, в которых она менее ожидаема, например, девелопмент, отметил управляющий директор группы «Самолет» Андрей Иваненко. Это связано с тем, что производительность труда с 1995 года в девелопменте на примере 41 страны увеличилась всего на 10%, что в три раза медленнее, чем скорость роста производительности труда в любом другом производстве. Поэтому в строительстве цифровизация — вопрос выживания, заявляет господин Иваненко. По его опыту 60–70% инвестиций в российских компаниях проходят впустую: продукт сделан, но его не используют, поэтому перед внедрением цифровых продуктов важно ответить себе на вопрос: «Какой эффект на EBITDA будет получен через год?» Это делается для того, чтобы с первого дня задача цифровизации не стояла как разработка какого-то IT-продукта, а стояла как корневое изменение бизнес-процессов. Важно объединять разработку и изменение бизнес-процессов, подчеркивает спикер. Кроме того, нужно понимать, что ни один цифровой инструмент нельзя внедрить с первой итерации. «Сначала это будет какое-то приложение, которое будет выполнять основной функционал, и если оно будет приносить какой-то экономический эффект, то мы начинаем дорабатывать этот функционал, а не наоборот»,— говорит Андрей Иваненко. По его словам, в группе «Самолет» порядка 20% EBITDA приходит от цифровых инициатив в основном в продажах и закупках, но постепенно начинается внедрение и в строительстве.

Мы живем в эпоху Индустрии 4.0, и цифровизация должна быть по умолчанию в любой компании, уверен управляющий директор Trend Micro СНГ Грузия и Монголия Герман Позанков. По его мнению, цифровизация должна быть прежде всего в головах: поколение Z, которому сейчас 20 лет, «живет и дышит цифрой — у них нет вопроса, зачем и как цифровизироваться, поэтому нам важно не отстать от них». Отсюда вытекает отношение к информационной безопасности. «Ведь у нас не возникает вопроса, нужно ли устанавливать двери на входе в жилище, так и информационная безопасность должна восприниматься как такая же обязательная вещь»,— полагает он. Злоумышленники не ждут, когда случится какая-нибудь государственная программа, которая внедрит у них искусственный интеллект,— они сами это разрабатывают, и искусственный интеллект у них давно уже на службе, указывает господин Позанков.

В каких-то сферах автоматизация и цифровизация может совпадать, например, в строительстве, а в медицине и микрохирургии с использованием роботов — это уже не логичная эволюция процессов, а революция, полагает руководитель отдела экспертного пресейла Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар» Алексей Павлов. Так, разные отрасли с разной скоростью проходят этапы цифровизации: например, в промышленности спешная цифровизация без плановой проработки может привести к очень серьезным последствиям, рассуждает он. Банковская же отрасль лучше всех сегодня подготовлена к цифровизации, однако в ней выросло число «цифровых» хищений, связанных с отсутствием киберграмотности у населения, говорит господин Павлов.

Пять лет назад никто не мог подумать, что появится платформа такси, которая оптимизирует процессы настолько, что средний чек за поездку упадет в пять раз, заметил Алексей Сидорюк. Однако вступая на путь цифровизации, нужно быть готовым к убыткам: например, компания Tesla только сегодня впервые отчиталась о годовой прибыли, то есть 10 лет эта компания была убыточна, указывает спикер. Ozon также был убыточной организацией, и только в пандемию он «выстрелил». «Яндекс.Такси» четыре года жило без прибыли. Поэтому масштабное внедрение цифровых технологий может быть финансово затратным, предупредил он.

Чтобы быть безопасной и успешной, цифровизация экономики должна проходить «сверху вниз», и обязательно должно быть государственное регулирование, которое будет поддерживать, а не «душить» цифровизацию, полагает Алексей Павлов. Государство должно внедрять и киберкультуру в каждый проект, который курирует, считает он.

У государства есть кнуты, а пряники у него своеобразные — это отложенное ожидание «кнута», заметил Олег Седов, поинтересовавшись у участников дискуссии, каких ошибок не стоит совершать, чтобы цифровая экономика развивалась успешно?

Нужно бояться страха ошибки и страха сделать первый шаг, уверен Андрей Иваненко. Важно не прятать ошибки «под коврик», а разбирать их и постоянно улучшаться, полагает он. Все, что можно исправить,— это не ошибка, считает Виталий Копысов. По его мнению, ошибка может быть в стратегии, а в работе команды могут быть кейсы, на основании которых можно корректировать стратегию. Нужно относиться к ошибкам как к гипотезам, которые проверяются, и не цепляться за привычную модель мира, не бояться пробовать, сказал Алексей Сидорюк. Важно помнить, что технологический прогресс не может быть в отдельном замкнутом пространстве, так как цифровизация — это вопрос глобального взаимодействия людей, когда все человечество развивается и двигается вперед, заметил Герман Позанков.

Цифровая экономика невозможна без сожженных кораблей: если в индустрии нет запроса, цифровизация будет пустым расходованием средств, полагает Андрей Иваненко. Он добавляет, что не менее важно изменение сознания управленцев. Он указал, что одна из консалтинговых компаний проводит такую практику: собирает весь топ-менеджмент и обучает их коду разработки какого-нибудь примитивного продукта, чтобы они прочувствовали процесс его создания. «Когда в следующий раз им принесут очередной отчет об убытках, менеджмент будет понимать, из-за чего могут быть эти убытки и будет отличать работающие цифровые продукты от неработающих»,— рассказал Андрей Иваненко.

Сейчас граница между цифровым и обычным бизнесом стирается: IT-компании заходят в отраслевой бизнес и начинают более эффективно выполнять их процессы, отмечает Алексей Сидорюк. Для создания цифровой экономики важно выстраивать культуру подсчета эффективности, чтобы отличать реально работающие продукты от «хайповых», заметил Андрей Иваненко. В процессе цифровой трансформации должны быть и люди, которые могут мыслить вне рамок, предлагать инновации, и люди, которые здраво могут оценить эффект от их внедрения, заключил Алексей Сидорюк. Он указал, что внутри компании изначально идут инвестиционные затраты на внедрение технологии, оценивается экономический эффект, начинается пилотирование, экономический эффект подтверждается, и технология идет в тираж. При этом методы оценивания эффективности технологии зависят от продуктов, добавил он. В 2021 году появится много стратегий и идей по их реализации, и нас ждет очень интересный год, в завершение заявил Алексей Сидорюк. Должна сформироваться общность «цифровых» людей, объединенных новыми идеями, которые будут строить новый мир с пониманием того, что они хотят, уверен Вадим Пестун.