Layer 1

День Ритейла с Коммерсантъ

16 октября 2019 Среда
Место проведения: Москва, ул. Охотный ряд, 2, отель Four Seasons Hotel, зал "Булгаков"
День Ритейла с Коммерсантъ

Всесторонний день ритейла.
16 октября в отеле Four Seasons представители рынка коммерческой недвижимости собрались на конференции «День ритейла с Коммерсантъ». Стратегическим партнером выступил Radius Group. Конференция прошла при поддержке «Ориентир» и при участии SberCloud, холдинговой компании «Логопром» и KP Properties. Игроки рынка поговорили о состоянии дел ритейла сегодня, росте доли e-commerce, современном покупателе, особенностях формирования клиентского опыта и, как не странно, о роли складов для дальнейшего эффективного развития торговли.

«День ритейла» от Коммерсанта начался с обсуждения вопросов складской недвижимости. Казалось бы, при чем тут склады?! Между тем, это важная для торговли область: подавляющее число арендаторов складских комплексов – ритейлеры. По разным оценкам, именно они составляют от 50 до 80% заказчиков этих площадей. Рост объемов ввода складского рынка напрямую отражает потребности представителей торговой недвижимости.
На сегодняшний день в России насчитывается 20 млн кв. м складских площадей, при этом 74% приходится на долю центральных городов – Москвы и Санкт-Петербурга. «При этом в 2019 году отмечается рекордно низкая доля свободных площадей – всего 3,9%», — знакомит нас с ситуацией на рынке партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman&Wakefield Егор Дорофеев. Согласно его экспертной оценке, третий год подряд растут арендные ставки, которые уже к концу текущего года составят не менее четырех тысяч рублей за кв.м.
Также на рынке наблюдается продолжающийся тренд на сокращении объема ввода спекулятивного строительства и увеличение доли BTS. По словам Е. Дорофеева, в 2019 году built-to-suit составляет 70% из общей площади складских объектов. Такой высокий спрос на склады, построенные «под ключ» по-прежнему объясняется желанием заказчиков удовлетворить все свои производственные потребности. Анна Сорокина, коммерческий директор инвестиционной компании «Профессиональные логистические технологии» поддерживает коллегу и признает, что ритейлеры сегодня наконец-то научились понимать, что именно они хотят получить от своего склада! Это означает, что большинству из них стало проще инициировать строительство эксклюзивного склада «под себя». Несмотря на все риски складские девелоперы все чаще решаются на BTS.
Интересно, что последние два года складская недвижимость развивается в соответствии с нуждами онлайн-ритейла. Происходит это, правда, весьма скромными темпами. По словам генерального директора «Ориентир» Андрея Постникова, впервые спрос со стороны онлайн-торговли появился в 2017 году. При чем исходил даже не от представителей зарождающихся интернет-магазинов, а от логистов, которым пришлось столкнуться с первыми трудностями в организации процесса доставки заказов. В 2019 году многое изменилось – появились полноценные специализированные склады под e-com, а сами складские комплексы существенно «прокачались» в плане автоматизации производственных процессов. На сегодняшний день складской рынок пристально смотрит в сторону онлайн-ритейла – ежегодный прирост доли e-commerce позволяет делать ставки в будущем на высокий спрос именно с их стороны. Причем спрос будет формироваться на крупные блоки помещений. «В парке «Южные Врата» первый же арендатор -представитель онлайн-ритейла, компания NEXT, заняла сразу блок, площадью более 20 тыс. кв. м», — подтвердил тенденцию высоких потребностей e-com модератор первой сессии, исполнительный директор Radius Group Захар Вальков.
Интересы и потребности арендаторов формируют как изменение привычных форматов складских комплексов, так и появление новых. Иногда такие запросы приводят к аренде крупных производственных объектов, о редевелопменте которых рассказал генеральный директор ХК «Логопром» Андрей Иванов. А порой представителю бизнеса инфраструктура для бизнеса важна больше, чем площадь арендованного помещения. В этом случае рынок предлагает обратить внимание на формат технопарка. Пока в Москве один такой объект – технопарк «Перерва», презентацию которого для участников конференции провел директор по девелопменту KR Properties Александр Подусков. В целом же все эксперты складского рынка отметили, что основной спрос держится на аренду складских площадей. Ритейлеры по-прежнему предпочитают заключать временные договоры.
Но вернемся к росту доли e-commerce на рынке ритейла. С начала текущего года зафиксирован 191 млн посылок, доставленных через интернет-магазины. Это на 44% больше по сравнению с показателем 2018 года. Интересно, что при общем росте заказов, показатель среднего чека снижается – покупатели приобретают большее количество товаров, которые стоят дешево. Рост заказов путем онлайн позволяет говорить о том, что доля интернет-торговли в России составляет на сегодняшний день уверенные 5%! «Рост происходит во многом потому, что пользователи уже хорошо понимают весь процесс заказа – что происходит после того, как они нажимают кнопку «Оформить заказ». Многие сформировали свой опыт в получении таких посылок», — делится результатами эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу Data Insight, Федор Вирин. Согласно его оценке, рост онлайн заказов к концу 2019 года вырастет еще на 40%.
Тройка крупных онлайн игроков, которые формируют долю интернет-торговли в России – это Wildberries, Ozon и сеть Аптека.ру. Степан Гусамов, директор по инвестициям и развитию инфраструктуры OZON, подтвердил этот факт, отметив, что рост ритейлера сегодня превышает рынок в три раза. В день компания отправляет более 150 тыс. посылок! При этом вовремя доставляются 95% заказов. Здесь мы подходим к основному сдерживающему развитие e-commerce фактору – логистике. Онлайн-торговля подразумевает высокую скорость, как реагирования на заказ, так и его доставку покупателю. В связи с этим e-com игроки предпринимают комплекс мер по усовершенствованию процесса логистики. Например, строят полноценные фулфилмент центры, как OZON, увеличивают количество пунктов вывоза посылок, устанавливают постаматы, расширяют возможности самой доставки. По оценке С. Гусамова, рынок интернет-торговли в России все еще находится на стадии становления.
Среди трендов, которые пришли к нам вместе с развитием онлайн-торговли, можно отметить 100-ую предоплату при оформлении заказа и рост количества мобильных покупок. «У нас, как у одно из крупнейших международных игроков на рынке e-com, доля заказов, сделанных по телефону, составляет 60%. Я говорю сейчас только про российский рынок!», — комментирует ситуацию директор по связям с госорганами ALIBABA.COM (RU) Сергей Лебедев. – «Причем интересно, как поменялись привычки покупателей – если раньше люди искали товары, думали, что купить, то сегодня растет показатель покупок по рекомендациям. Это когда человек заходит на сайт, ему показывается лента рекомендованных товаров и он активно ею пользуется», — подытожил эксперт. Ну а страшным сном по-прежнему остаются консолидированные заказы. Особенно все для той же доставки.
Главная особенность логистики сегодня заключается в том, что она продолжает переориентироваться на конечного покупателя. Максимально быстро и удобно – основные требования потребителя к процессу доставки заказа, а, соответственно и область задач для самого ритейлера, его конкурентное преимущество. Поэтому сегодня появляются новые технологичные инструменты для оптимизации и повышения эффективности цепочки доставок для онлайн-ритейлеров. Некоторые игроки внедряют современные IT-решения в рамках своей компании и методично оттачивают их. Как, например, продавец компьютерной и бытовой техники СИТИЛИНК. Директор дивизиона по транспортной логистике этого онлайн-ритейлера Руслан Фахртдинов поделился с участниками конференции кейсом компании по доставке заказов для сегментов b2b и b2c. Другие же представители рынка коммерческой недвижимости занимаются разработкой собственных инструментов, для того, чтобы сообща решить общие проблемы с доставкой. СЕО логистического сервиса Shiptor Андрей Лямин презентовал на «Дне ритейла» логистическую платформу для электронной коммерции.
Участие в создании инструментов для усовершенствования логистических процессов принимает даже такой гигант, как «Почта России». Одно их ее актуальных решений – платформа для омниканального ритейла. «Почта России на сегодняшний день занимается тем, что создает систему цифровых логистических хабов, которые откроют быстрый доступ к товарам в любой точке РФ», — рассказывает член правления, заместитель генерального директора по логистике «Почта России» Игорь Чебунин. – «У нас запланировано 37 логистических центров. Мы рассчитываем на то, что они позволят и дальше драйвить рост онлайн-торговли в нашей стране».
На рост торговли в России, в принципе, влияют непосредственно сами покупатели. Как не крути, ритейлу приходится меняться в зависимости от того, чего хотят и чего ждут их потребители. За последние пять лет портрет покупателя сильно изменился – это отмечают абсолютно все игроки рынка. Выросли поколения, которые совершенно иначе относятся к самому процессу шопинга. Детально раскрыл аудитории конференции поведенческие особенности представителей разных поколений Николай Бандурин, руководитель программы Soft Skills, РУДН. Современный человек окружен гаджетами и интернетом, стал более придирчив и ждет от шопинга не только самой покупки, но и эмоций от процесса выбора. На этом фоне ритейлерам приходится изучать и применять на практике новые формы маркетинга, ориентироваться в экономике впечатлений, учиться ценить время своих покупателей. Конечно, при условии, если магазин хочет и дальше сохранить свою конкурентоспособность на рынке. «Ритейлеры сегодня находятся между такими понятиями как «клиентоориентированность» и «отношения-ориентированность». Если вы научитесь понимать стремления своего клиента, то это позволит вам научиться управлять его поведением», — убежден CEO and Founder Senteo Inc Майкл Ракмэн. По словам эксперта, именно в этом заключается главный ключ к сердцам и, главное, кошелькам современных покупателей.
Даже реклама, которую многие предприниматели по-прежнему воспринимают как основной инструмент для продвижения своих товаров и услуг, существенно меняется. Андрей Тотмаков, директор по DATA-продуктам Gallery отмечает, что сегодня все больше денег вкладывается именно в интернет. Появляются новые форматы медиаконтента, на которые приходят рекордное количество потенциальных покупателей. Однако, несмотря на огромный охват интернет-рекламы, у нее есть и слабая сторона – у потребителей формируется очень низкая лояльность к товарам, продвигаемых онлайн. Самой сильной стороной же современной рекламы можно назвать возможность ее персонификации!
Персональность, эксклюзивность, уникальность – все то, на что пытаются ориентироваться ритейлеры в работе со своими потребителями. «Покупателя сегодня удивить становится все сложнее», — озвучила одну из главных проблем рынка директор по маркетингу сети магазинов «Эконика» Ирина Зуева. По словам эксперта, ритейлеру сегодня нужно быть активным, предлагать уникальный продукт и грамотно работать со своими лояльными клиентами. Необходимость формирования хорошего customer experience для современного покупателя подтвердили и Елена Макеева, директор департамента маркетинга и PR компании Mall Management Group, и Мария Бежанова, директор по коммуникациям ТРЦ «Авиапарк». Инструменты для этого всегда под рукой – взять, хотя бы социальные сети! Грамотная работа с тематическими страничками и группами позволяет создавать максимально точечные мероприятия, корректировать стратегию продвижения товара, своевременно отвечать на запросы покупателей, и, конечно же, всегда быть на связи со своими посетителями.
В целом же «День ритейла» подтвердил общий актуальный тренд рынка торговой недвижимости и ритейла – меняйся! Если хочешь оставаться востребованным для своего покупателя – меняйся.

Поделиться: