Цифровой рецепт восстановления экономики

Пандемия COVID-2019 останется в мировой истории как явление, временно парализовавшее экономическую деятельность во всем мире. Тем не менее ее последствия создают новые возможности для управления системными вызовами и эффективной модернизации национальной экономики, отводя цифровым технологиям, сервисам и услугам первостепенную роль.
В сложившейся экономической ситуации усилия руководителей компаний направлены на укрепление устойчивости и цифровую трансформацию бизнеса, что может стать первым этапом формирования благоприятных условий для развития реального сектора экономики в новой посткризисной реальности.
Первая половина года радикальным образом изменила формировавшуюся десятилетиями модель потребления: миллиарды людей по всему миру ежедневно пользуются цифровыми сервисами и услугами при помощи устройств, подключенных к сети Интернет, чтобы справиться с вызовами повседневной жизни и получить возможность продолжать работу и обучение в дистанционном режиме, обеспечить себя всем необходимым, не выходя из дома.
Следствием режима ограничений стал переход к дистанционной работе предприятий во многих отраслях экономики, существенно возросла нагрузка на инфраструктуру сетей связи и центры обработки данных, повышена востребованность специализированного программного обеспечения (платформы для видеоконференций, виртуальные «рабочие столы», облачные ресурсы). В условиях ограниченной рабочей силы преимущества получили компании, своевременно осуществившие автоматизацию и цифровизацию производств и цепочек поставок.
Мировой опыт показывает, что страны, осуществившие «ранние» инвестиции в информационную инфраструктуру, внедрение ИКТ в повседневную жизнь и заблаговременно запустившие цифровую трансформацию национальной экономики, оказались лучше подготовлены к возникшим вызовам и получили конкурентное преимущество в посткризисный период.
Сегодня внедрение цифровых технологий, услуг и сервисов на предприятиях реального сектора – необходимое условие устойчивого роста национальной экономики и повышения конкурентоспособности российских компаний как на внутреннем, так и на глобальных рынках. Развитие и масштабирование информационной инфраструктуры совместно с предоставлением отраслевых услуг и сервисов на ее основе позволит решить стратегическую задачу по цифровой трансформации национальной экономики и стать базисом развития ее реального сектора, импульсом для существенного повышения производительности.