«Умные города» и «умные регионы»: территории роста (межрегиональный онлайн-марафон)
просьба зарегистрироваться.
Появлению «умных городов» в России должен способствовать проект Минстроя «Умный город», который стартовал в 2018 году, а с 2019 года включен в нацпроекты «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».
В рамках межрегионального онлайн-марафона познакомимся с лучшими практиками внедрения цифровых решений в построение и развитие городской инфраструктуры, обсудим с экспертами, как распространить этот опыт на другие города и регионы.
Ключевые вопросы для обсуждения:
- Понятие «умного города». Мировые тренды. Место России в мировом рейтинге.
- Региональные стратегии цифровой трансформации. Нужна ли единая экосистема и стандарты внедрения цифровых решений в проектах «умных городов»?
- Платформенные модели цифровизации городов и регионов. Есть ли будущее?
- Мобильная связь пятого поколения (5G) как фундамент «умных городов». Перспективы внедрения.
- Где взять средства на реализацию крупных цифровых инфраструктурных проектов? Участие институтов развития.
- Интеллектуальная транспортная система как часть «умного города».
- «Умный» регион = безопасный регион.
- Защита критически важных элементов городской инфраструктуры от кибератак.
- Решения бизнеса для «умного города». Работающие модели коммерциализации цифровых решений.
- Что может способствовать приходу новых инвестиций в регионы? Возможности механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) по направлению «умный город». Готов ли бизнес к реализации проектов по модели ГЧП?
Сессии в регионах:
Уфа, 22 марта, 9.00 — 10.30 мск
Челябинск, 22 марта, 11.00 — 12.30 мск
Краснодар, 22 марта, 13.00 — 14.30 мск
Пермь, 23 марта, 9.00 -10.30 мск
Екатеринбург, 23 марта, 11.00-12.30 мск
Нижний Новгород, 23 марта, 13:00-14:30 мск
Москва, 23 марта, 15.00 — 16.30 мск
Развитие городской инфраструктуры, создание безопасной, экологичной и комфортной для проживания среды, внедрение сервисов, ориентированных на человека, повышение эффективности управления городскими ресурсами — лишь некоторые из направлений развития «умных городов» и «умных регионов». Технологичные решения уже находят применение в управлении городским транспортом, в сфере ЖКХ, при проектировании зданий и территорий. Проекты «умных городов» реализуются в различных регионах страны, однако их масштабы сильно варьируются. Лучшие практики «умных городов», а также проблемы отдельных регионов эксперты обсудили в ходе межрегионального онлайн-марафона от ИД «Коммерсантъ». Марафон прошел в Уфе, Челябинске, Краснодаре, Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Москве.
«Умный город» — концепция нового поколения, которая предусматривает эффективное управление обеспечения высокого уровня жизни населения за счет применения инновационных технологий. «Умные» светофоры, датчики учета, биометрические технологии, парковки, различные камеры и многое другое — все это широко применяется сегодня. Определенные преимущества «умный город» создает и для бизнеса, предлагая решения для более выгодного использования городского хозяйства, эффективного управления ресурсами и снижения вредного воздействия на окружающую среду. Преимущества концепции очевидны, а сам проект реализуется в нескольких регионах страны.
По данным Минстроя России, на сегодняшний день в развитии проекта участвуют 213 городов, 87 из которых совсем недавно подписали обязательства по соответствию стандартам «умного города». Сама же концепция реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика РФ». С 2018 года проект курирует Минстрой России. В 2022 году в стандарт «умного города» войдут новые направления для развития — спорт, здравоохранение и общественно-культурные мероприятия. По мнению экспертов, это позволит повысить индекс IQ городов: на период 2020 года он составил 44,17%, отметил куратор ведомственного проекта Минстроя России «Умный город» Евгений Дук. Внедрение и формирование принципов проекта активно продолжается по всем направлениям, несмотря на многочисленные ограничения, сопровождающие экономический рынок России в последние годы.
Самыми популярными направлениями внедрения технологий «умного города» сегодня можно назвать транспортную отрасль. Активно в повестке присутствуют технологии, связанные с безопасностью, ЖКХ и сервисы, направленные на предоставление услуг. По словам директора группы консультирования по перспективным технологиям КПМГ Сергея Вихарева, в России прекрасно развита геоинформационная система, которая позволяет во многих субъектах федерации практически в реальном времени отслеживать передвижение транспорта, пробки и заторы. Это позволяет проводить балансировку и предоставлять этот сервис жителям. В таком контексте появляется общий запрос на кейс по переводу внедренных «умных» технологий на рельсы предоставления услуг по требованию. И это касается всех сфер жизни. Мобильность как услуга, инфраструктура как услуга — это основной мировой тренд, который подхвачен в российских городах, уверен эксперт.
Главное предназначение технологии «умных городов» — конкуренция за жителей. Однако чиновникам сложно воспринимать конкурирование за жителей как целевую задачу, так как эта величина эфемерна, а диапазон динамики охватывает 5–7-летний период. Проще внедрить отдельные решения, результаты которых можно увидеть сейчас. Именно поэтому необходимо сконцентрироваться на тех вещах, которые позволяют обеспечить вовлеченность людей, развивая «умные» технологии, направленные на обеспечение услуг по требованию. Внедрение конкретных сервисов и систем должно происходить в зависимости от возможностей и достижимости на конкретных территориях.
Синергия технологий, применяемых при реализации проекта «Умный город», на данный момент существует, однако работает действительно как правило в рамках одного продукта и сервиса либо в рамках одного региона, поддержал дискуссию и обозначил проблематику развития проекта директор по развитию технологических стандартов Платформа НТИ, председатель технического комитета по стандартизации ТК 194 «Киберфизические системы» Никита Уткин. Для того чтобы существенно продвинуться в данном направлении, необходимо развивать системы систем как главный инструмент обеспечения функционирования города. Здесь уже нужны четкие стандарты взаимодействия продуктов и сервисов, а также понимание взаимодействия технологий, интегрированности устройств и масштабирования одного решения. И только тогда стандарты «умного города» позволят создавать в городах единую систему для работы цифровых технологий в различных сферах, что приведет к повышению комфорта граждан и снижению их расходов.
Активную деятельность во многих городах, в том числе и по обеспечению их жизнедеятельности, ведет «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) — дивизион госкорпорации «Росатом». Разработка и развитие решений происходят как самостоятельно, так и в партнерстве с другими участниками рынка и ориентированы на задачи городского и регионального управления, ЖКХ, транспортной сферы, промышленности и других секторов экономики. В каждое из таких решений компания верит и рассчитывает, что с его помощью наступит та самая смартизация, о которой все говорят.
«Мы, как цифровая компания, придерживаемся трех главных принципов,— поделился опытом генеральный директор АО “Цифровые платформы и решения «умного города»” ГК “Росатом” Алексей Голубев.— Первый принцип — это коммуникация, где мы стараемся выстроить связи между всеми, кто вовлечен в процесс. Второй принцип интеграции, где мы максимально используем имеющиеся ресурсы и стараемся встроиться в существующий цифровой ландшафт. Третий принцип кооперации. Мы делимся данными с городскими службами, которым они необходимы. Именно это в нашем понимании — комплексная цифровая трансформация территории, благодаря которой появляется новый уровень взаимодействия между городскими сообществами и новое качество жизни».
В топ-10 крупнейших «умных городов» России по итогам 2020 года вошла Пермь. Прирост цифровой зрелости города за 2021 год составил 18%, а среднее повышение индекса IQ-центров Прикамья составляет 22%. По числу городов, вовлеченных в проект «Умный город», Пермский край занимает второе место.
«В нашем регионе проект стартовал в 2019 году,— сообщил первый заместитель министра информационного развития и связи Пермского края Андрей Хорошев.— Пермь стала одним из пилотных “умных городов” края. На текущий момент в проекте помимо краевой столицы участвуют еще 22 муниципалитета Прикамья. В рамках концепции “Умный город” внедряются современные технологии, способствующие созданию безопасной и комфортной городской среды. Например, в Чайковском была проведена модернизация системы уличного освещения, а в Нытвенском городском округе внедрили акустическую систему информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения в городской среде. Число муниципалитетов, желающих подключиться к проекту, ежегодно растет. На примере городов-участников другие территории видят ощутимые положительные социальные и экономические эффекты от внедрения подобных решений».
«Умный город» — это прежде всего безопасность жителей. Ключевым источником данных экосистемы «умных городов» является видеонаблюдение. В Пермском крае эту задачу выполняет платформа интеллектуального видеонаблюдения, разработанная центром компетенций «Ростелекома» компанией «Нетрис». Она позволяет администрациям городов и регионов не только обеспечивать безопасность жителей, но и контролировать различные хозяйственные процессы, такие как строительство социально значимых объектов, уборку дорог и дворов, движение транспорта, обращение с твердыми коммунальными отходами.
«Сейчас в Прикамье идет работа над подключением к единой системе видеонаблюдения Пермского края первой тысячи камер, расположенных в общественных местах, на социально значимых объектах и улично-дорожной сети,— поделился заместитель директора по развитию “Нетрис” Антон Грицаенко.— К 2023 году число камер увеличится до 7,5 тыс. Система позволит генерировать огромное количество информации, которую представители краевых и городских властей смогут анализировать и использовать для эффективного управления городом и создания комфортных условий для жизни в нем».
Отслеживать параметры жизни города можно не только через видеокамеры, но и с помощью других решений. Например, в пермском транспорте работает целый комплекс различных информационных систем, внедрение которых было обязательным требованием новых контрактов с перевозчиками. Сейчас в автобусах и трамваях действуют системы навигационного контроля и диспетчерского управления, а также системы безналичной оплаты, учета пассажиропотока и информирования пассажиров.
Преимущество использования подсистем видеонаблюдения отметили и в Башкортостане. По оценке заместителя главы администрации Уфы Владимира Жебровского, с их помощью можно также выявлять и пресекать правонарушения в области благоустройства. «В 2021 году с использованием камер видеонаблюдения выявлено свыше 16 тыс. административных правонарушений, связанных с размещением транспортных средств на озелененных территориях, газонах, а также размещением населением твердых коммунальных отходов в непредназначенных для этого местах. По результатам этой деятельности в бюджет города взыскано более 18,5 млн руб.».
Одна из главных задач города — ограничение транспортных средств в центр столицы. Брошенные, припаркованные вторым рядом или на тротуарах, или на остановках общественного транспорта, автомобили мешают как остальным участникам движения, так и становятся причиной ДТП. Инфраструктура городов ограничена, поэтому расширять улицы и оптимизировать их под бесконечно растущее количество транспортных средств невозможно. Одним из, возможно, жестких, но гуманных способов решения проблемы является внедрение программы платного парковочного пространства, подчеркнул директор МБУ «По благоустройству и содержанию автопарковочных мест Уфы» Кирилл Никулин.
«Как правило, ведомства берут какой-то понятный для себя элемент из системы “умного города” и развивают только его. Следствием данной работы является то, что этот элемент не встроен в единую систему. Сложно выстроена работа. Примером может стать расстановка “умных” остановок в Уфе. Мы видим, что сейчас “умные” остановки еще догоняют объединенную систему. Отладка происходит в процессе эксплуатации. Если бы система была разработана раньше, чем структура, тогда мы бы с такой проблемой не сталкивались», — поддержала дискуссию архитектор и городской планировщик Института развития городов Башкортостана Эльмира Низамова.
Практика показывает, что трансформация — это длительное время, также отметил заместитель начальника по техническим вопросам ГКУ «Управление капитального строительства РБ» Рамис Хакимов. Перестройка дотаций, процессов, использования цифровых технологий невозможна без формирования и обеспечения компетенций кадров, а на это требуется время.
«“Умный город” — это, конечно, муниципальная информатизация, и муниципалитеты в рамках дорожных карт реализуют те проекты цифровой трансформации, которые являются приоритетом для глав, — поделился своей точкой зрения в ходе межрегионального марафона заместитель губернатора Челябинской области Александр Козлов. — И здесь нужно отметить, что неплохо в Челябинской области идут те проекты, которые имеют понятную экономическую эффективность и предполагают частно-государственное или частно-муниципальное партнерство».
«Важный момент при внедрении решений “умного города” — разумность и целесообразность. Разрабатывая цифровую экосистему, мы отвечаем на вопрос, для чего нам тот или иной сервис или функция, — прокомментировал процесс работы руководитель направления по коммерции и маркетингу ООО “Территория притяжения” (Магнитогорск) Максим Ясько. — Если взять, к примеру, видеонаблюдение, то на территории нашего комплекса будет больше тысячи камер. Да, мы используем аналитику в целях безопасности, сбора маркетинговой информации, но мы прекрасно понимаем, что если каждая камера будет оснащена функцией Face ID, то только эта функция нам обойдется в миллиард. Поэтому мы выбираем точки, где посетители будут с вероятностью 90–95% проходить, и там ставить камеры с Face ID, а дальше система просто этот объект сопровождает».
Одним из приоритетных направлений развития страны сегодня является именно цифровизация ключевых сфер экономики и социальной сферы, убежден министр цифрового развития и связи Свердловской области Михаил Пономарьков. «Мы ориентируемся на комплексный подход. В марте прошлого года правительством региона был сделан важный шаг. Губернатор Евгений Куйвашев подписал указ о преобразовании департамента информатизации связи в Министерство цифрового развития и связи Свердловской области. Это было сделано для обеспечения комплексного подхода к цифровизации приоритетных отраслевых направлений. В основу преобразования была заложена модель объединения всех информационных ресурсов в одних руках. Поставлена задача обеспечить интеграцию всех ведомственных систем между собой и максимально автоматизировать работу сотрудников органов власти и муниципальных образований. Сейчас проекты цифровой трансформации финансируются в основном за счет государственных средств. В перспективе доля частных инвестиций будет увеличиваться. Часть таких проектов находится на стадии обсуждения»,— прокомментировал итоги работы Михаил Пономарьков.
На территории РФ развивается много агломераций. Состав «умных городов» носит выборочный характер и зависит как от собственной наработанной инфраструктуры, так и от потенциала развития в этой сфере. Дальше эти города становятся центрами агломераций или центрами развития в региональном масштабе, перетягивая на себя большую часть внедряемых разработок «умных» технологий. «Проблемой в данном случае становится то, что «умные» технологии внедряются непосредственно в центре агломераций, в то время как перифериям они остаются недоступными»,— отметил директор департамента стратегического и территориального развития Министерства экономики и территориального развития Свердловской области Александр Немтинов. Эксперт уверен, что работа по развитию инфраструктуры «умного города» должна проходить равномерно во всех городах, которые включены в конкретную агломерацию, формируя «умную агломерацию» из «умных городов».
На сегодняшний день в екатеринбургской агломерации, включающей 14 городов, разрабатывается проект по созданию цельной «умной агломерации». Данный проект будет направлен на сглаживание или ликвидацию цифрового неравенства, которое существует в городах екатеринбургской агломерации.
Уникальными компетенциями и инфраструктурой в области цифровизации регионов России обладает компания «Ростелеком». Она активно участвует в разработке стратегий на региональном и федеральном уровнях, а также реализует проекты в текущих национальных проектах. «Ростелеком» давно поставляет цифровые решения и интегрирует их в регионах.
На примере внедрения и интеграции интеллектуальной транспортной системы (ИТС) директор проектов «Цифровые регионы» ПАО «Ростелеком» Дмитрий Марков описал текущую ситуацию готовности регионов к внедрению комплексных «умных» решений. «По степени готовности уровень ИТС по регионам неравномерен. Большинство регионов уже имеют комплексную программу развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), имеют схему организации дорожного движения и обладают оргструктурой, на которую возложены функции оперативного управления общественным и специальным транспортом. В 50% регионов существуют центры мониторинга и управления общественным и специальным транспортом, существуют подсистемы управления светофорами»,— подчеркнул эксперт. По его словам, регионам не хватает сейчас соединений светофорных объектов, подключенных в адаптивном и координационном управлении (20% от их общего количества), подсистем метеомониторинга и мониторинга параметров транспортного потока.
В соответствии с этими данными в ближайшей и среднесрочной перспективе одновременная реализация и развитие всех функций, предусмотренных архитектурой построения ИТС (без учета их приоритетности), невозможны. На первоначальном этапе их построения регионам важно определить первоочередные приоритетные сервисы для города, которые дадут реальный эффект от внедрения. Перспективным направлением развития ИТС может стать технология V2Х – повсеместное коммерческое внедрение беспилотного транспорта в городской среде. На первых этапах его развития предполагается сформировать базовую инфраструктуру, позволяющую автомобилям обмениваться данными с транспортной системой, например, со светофорами, дорожными знаками, получая информацию от них и обозначая себя, соблюдать правила дорожного движения.
По словам Дмитрия Маркова, в Свердловской области в целом, и Екатеринбурге в частности, внедрен широкий спектр систем автоматизации. Большое внимание уделено подсистемам управления светофорными объектами. Региону в этом плане необходимо двигаться по пути перехода с директивного управления дорожного движения на адаптивное, когда искусственный интеллект будет управлять системами транспортных потоков.
Положительный опыт использования «умных» технологий сформировался и у тюменского «Росводоканала». В 2017 году между тюменским водоканалом и администрацией Тюмени было заключено концессионное соглашение, которого стороны придерживаются и сегодня. Это одно из самых крупных концессионных соглашений в России с общим объемом инвестиций в 22 млрд руб. до 2031 года.
«Гордость тюменского водоканала — это ситуационный центр, который координирует работу всего предприятия. В Тюмени автоматизирована работа водонасосных станций (60 из 86 автоматизированы) и канализационные станции (85 из 109). С 2017 по 2021 год в результате автоматизации и замены оборудования на энергоэффективное только за счет снижения потребления электроэнергии нам удалось сэкономить 15 млн руб.,— рассказала коммерческий директор “Росводоканал Тюмень” Екатерина Шаркова.— Одним из последних нововведений стало внедрение в 2019 году современной автоматизированной сливной станции. Сейчас сливная станция производительностью 3 тыс. кубометров в сутки принимает ежедневно около 400 машин. Территория выбрана на действующих очистных сооружениях канализации, сбор быстрый, удобный, стоки сразу уходят на очистку. Схема работы следующая: автоматизированная система считывания госномеров на подъезде к шлагбауму определяет, есть ли у этой машины договор и деньги на счету. И если все нормально, шлагбаум открывается, машина может сливать в одно из десяти приемных отделений. В этот момент происходит списание денежных средств и формирование бухгалтерских документов. Внедрив эту систему, мы не только оптимизировали процесс и сократили затраты, выстроили понятные простые отношения с бизнесом, но и получили побочный эффект — общественный контроль. Официальные перевозчики пресекают несанкционированные попытки слива».
1 марта 2022 года в Тюмени запущена вторая станция в противоположной части города. Новая очистная станция позволила сократить плечо вывоза с двух до четырех раз, снизив стоимость для жителей в юго-западной части Тюмени. В планах предприятия построить подобные точки слива в разных направлениях тюменского района. Этот опыт применим к другим городам. Проект можно повторить с наименьшими затратами, так как суть тут не столько в строительстве самой станции, где большие финансовые затраты, сколько в автоматизации процессов, уверена Екатерина Шаркова.
Не менее успешным проектом по внедрению «умных» решений стало и воплощение «умной» фермы. «Мы разрабатываем “умные” фермы, которые позволяют непосредственно в городе получать полезные и экологичные продукты питания. Наша компания развивается с 2012 года. В 2019 году мы запустили первую промышленную ферму по выращиванию клубники, — поделился коммерческий директор «Агротехфарма» Александр Басов. — У нас используются технологии имитации солнечного света, полив методом аэропоники, автоконтроль питательных элементов. Мы внедрили искусственный интеллект в процесс выращивания, у нас работает автоматическая линия по высадке растений, действует робот сборщик. Мы стремимся к тому, чтобы наша ферма могла пройти весь процесс выращивания культур без людей», — отметил эксперт.
На данный момент запущены и работают три агрофермы – в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. Суммарно за год они дают 45 тонн ягод. В планах компании построить в 2022 году еще три новых фермы, а к 2027 году и вовсе увеличить их присутствие в России до 50-ти штук. Единственная серьезная проблема, которая тормозит развитие агроферм сегодня – их правовой статус. Сельхозпроизводители должны размещать свои производства на специальных сельхозземлях. Однако «умную» ферму целесообразно располагать в городе, так как она нуждается в настолько больших электрических мощностях, которых на сх участках просто нет.
«В любом случае “Умный город” — это город, в котором житель понимает, куда ему идти и что ему делать. И если мы пойдем от комплексности для человека, тогда мы уйдем от хаотичности и придем к нормальному постепенному планированию наших городов», — подвела итого дискуссии директор центра практик качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ) Татьяна Журавлева.
К сожалению, даже на федеральном уровне проработка методологии проекта «Умный город» недостаточна. «Даже само понятие «умного города» в документах сильно размыто и не дает четкого представления о том, что мы строим. Неудивительно, что разные города и регионы строят что-то свое. Сегодня требуется унификация методики и практики построения и развития «умных городов», стандартизация цифровой инфраструктуры. Это задачи для федерального проектного офиса», — отметил разработчик Концепции регионального проекта «Цифровизация городского хозяйства «Умный город» на Кубани» Денис Курносов.
Несмотря на объективные сложности, работа по развитию стандартов проекта «Умный город» в регионе идет своими темпами. Во многом благодаря участию таких передовых и технологических компаний, как «Ростелеком», которая на сегодняшний день занимается, в том числе, созданием «цифровых двойников» наших городов. Первопроходцем в построении цифровой модели города стал Новороссийск. Подобная работа идет сегодня также в Анапе и в Сочи.
«Цифровые двойники» городов создаются на основе геоаналитичской системы «Ростелекома» РусГИС. Она собирает, анализирует, визуализирует и хранит пространственные данные, и формирует на их основе интерактивные карты с удобным интерфейсом и возможностью масштабирования, — рассказал эксперт «Ростелекома» Иван Пешалов. — Изначально системы, подобные РусГИС создавались для анализа налогообложения. В систему вносятся базы данных ФНС, Росреестра, публичной кадастровой карты. В результате их совмещения выявляется большое количество несостыковок, ошибок, часть данных отсутствует. Анализируя эту информацию, можно сделать вывод о том, какой объем налогов недополучает бюджет. Подложка карты с ортофотопланом помогает выявлять самострои», — подчеркнул эксперт.
В Новороссийске, например, внедрена в опытную эксплуатацию геоинформационная система по выявлению земельных участков, не попавших в поле зрения ФНС. Проведенный анализ выявил возможность доначисления в бюджет за 2021 год более 27 млн руб.
На платформе отечественной разработки построена и включена в реестр российского ПО линейка продуктов МегаФона для «умного города». На Юге России оператор уже реализовал несколько крупных проектов по цифровизации региона. Одна из них – система «Безопасный город» в Сочи, которая ежегодно помогает выявить и раскрыть более 2,5 тыс. правонарушений. В Буйнакске внедрено «умное уличное освещение», с помощью которого город экономит до 65% электричества. А в Ростове-на-Дону создана интеллектуальная транспортная система, позволяющая снизить количество «пробок» и ДТП. Более того, совместно с министерством курортов, туризма и олимпийского наследия и администрацией Краснодарского края оператор реализует проект по анализу турпотоков в регионе.
«Чтобы город был действительно умным, необходимо внедрение платформенного решения, а не отдельных его элементов. Это позволяет получить максимально эффективную систему управления комфортной городской среды», — поделился своим видением директор МегаФона в Краснодарском крае и Республике Адыгея Андрей Холодов Холодов.
Трактовать понятие «умного города» все же необходимо комплексно, отметили участники межрегионального марафона из Нижнего Новгорода. Учитывать при этом нужно не только информационно-технологический подход, но и совершенствование инфраструктуры, гуманистические концепции, развитие человеческого капитала.
«“Умный город” — это город, где есть условия для принятия “умных” решений, и такие решения действительно принимаются. Акцент, который делается только на информационной составляющей, может просто привести к тому, что будут быстро приниматься не самые лучшие решения,— отметил генеральный директор фонда “Институт экономики города” Александр Пузанов.— Пока, судя по сборнику лучших практик “умных городов”, который публикует Минстрой, в России не представлены концепции развития человеческого капитала и практики развития институтов. При этом мировые рейтинги “умных городов”, как, например, сингапурский Smart City Index, учитывают как технологический, так и структурный аспекты городской жизни. Из российских городов в сотню мировых мегаполисов Smart City Index вошли только Москва и Санкт-Петербург, занявшие 72-е и 73-е место соответственно».
На сегодняшний день в Нижнем Новгороде функционируют современные информационные системы, ориентированные на обеспечение безопасности в городе — аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», система оповещения и система интеллектуального видеонаблюдения. Среди ключевых эффектов их работы руководитель управления Центра компетенций по организации продаж прикладных проектов «Ростелекома» Сергей Куликов назвал эффект повышения до пяти раз скорости обработки звонков в экстренные службы, снижение аварийности на дорогах на 5%, снижение уровня преступности до 25% в общественных местах, где установлены камеры видеонаблюдения. При этом внедрению современных информационных систем безопасности способствует глубокая проработка вопроса на законодательном уровне: утверждены соответствующие концепции, унифицированы подходы регионов. Все это позволяет рационально, на несколько шагов вперед прогнозировать развитие, совершенствование систем, что, в свою очередь, приводит к рационализации расходов на их содержание.
По заказу администрации Нижнего Новгорода компаниями ТКС и «Русатом Инфраструктурные решения» реализуется в городе такое решение, как платформа «Умный Саров». Она работает с 2018 года и объединяет порядка 60 функциональных модулей, как открытых, предназначенных для жителей города, так и закрытых — для решения вопросов муниципального управления. «Через веб-интерфейс жители могут оставлять свои заявки на решение коммунальных вопросов, связанных с уборкой, вывозом мусора, ремонтом дорог и так далее. Кроме того, система позволяет в реальном времени отслеживать движение общественного транспорта, ориентироваться в перечне служб, которые помогают решать бытовые задачи, а также найти своего участкового врача, отдел полиции, избирательный участок и др. По словам Андрея Казакова, еженедельно специалисты компании обрабатывают около 500 обращений жителей и обеспечивают контроль их исполнения»,— рассказал о функционале платформы директор саровской компании ТКС Андрей Казаков.
Такую же коммуникацию власти с жителями города обеспечивает платформа «Лобачевский». При этом самому муниципалитету платформа позволяет обеспечивать управление городом на основе данных, а не как раньше «на основе отчетов чиновников». «Платформа “Лобачевский” — это такая интеграционная шина, к которой подключаются все информационные системы города,— рассказал директор департамента цифровой трансформации администрации Нижнего Новгорода Марат Фатхуллин.— Это и системы обращения граждан “Наш Нижний”, “Вам решать”, обратная связь на “Госуслугах”, директ в блоге губернатора “ВКонтакте”, другие соцсети — “Лобачевский” позволяет формализовать процесс передачи данных между системами. Раньше каждый из этих каналов работал обособленно, были отдельные люди, ответы которых не были унифицированы. Теперь все проходит через модераторов, которые контролируют весь процесс прохождения заявок от жителя до исполнителя и обратно, оценивают качество ответов. Сотрудники администрации при этом в режиме реального времени в графиках видят ситуацию по районам: это и коммунальные работы, и уборка улиц, и количество жалоб жителей, и многое другое».
При этом большой вклад в развитие стандартов проекта «Умный город» в Нижнем Новгороде делают сотрудники и студенты транспортного вуза. Например, более 120 его студентов и преподавателей участвовали в проекте «Создание цифровой интеллектуальной маршрутной сети нижегородской транспортной агломерации».
«Мы провели полномасштабное обследование транспортных и пассажирских потоков, обрабатывали данные с помощью информационных технологий, разрабатывали картограммы, совмещая эту работу с учебным процессом. Именно наши исходные данные легли в основу модели, которая начала реализовываться в регионе,— поделился результатами такой работы директор института транспортных систем НГТУ им. Р. Е. Алексеева Антон Тумасов.— Еще одно направление, которым НГТУ занимается в контексте “умных” регионов,— создание высокоавтоматизированного транспорта: на базе электроплатформы “Газели Next”, предоставленной группой ГАЗ, разработан беспилотный автомобиль, который сейчас работает на месторождении “Газпромнефти” под Ханты-Мансийском. Этой осенью должна завершиться первая круглогодичная эксплуатация беспилотника, и участники проекта уже работают над расширением парка таких машин.
Преимущества и перспективы реализации проекта «Умный город» можно перечислять долго. На протяжении трех лет эта концепция оправдывает себя, вдохновляя своим примером новые регионы подключаться к созданию современной и, главное, эффективной цифровой системы. Активная работа Минстроя России позволяет всем участникам проекта придерживаться разработанной стандартизации решений в сфере «умного города». Сегодня это особенно важно.