Layer 1

Круглый стол «10 лет после падения метеорита: туристический бренд Южного Урала»

22 февраля 2023 Среда
Туризм
Место проведения: Государственный исторический музей Южного Урала, ул. Труда, 100, Челябинск
Время: 15:00
Круглый стол «10 лет после падения метеорита: туристический бренд Южного Урала»

Метеорит, упавший десять лет назад в Челябинской области, стал одним из символов региона. К этому уникальному событию стали обращаться, в частности, для привлечения туристов на Южный Урал. К десятой годовщине падения метеорита «Коммерсантъ Южный Урал» провел круглый стол, посвященный формированию туристического бренда региона, чтобы вместе с экспертами обсудить точки роста южноуральской туристической отрасли и проблемы, которые приходится решать власти, бизнесу и общественным организациям, работающим в этой сфере.

«Мы решили использовать эту дату как повод поговорить формировании регионального туристического бренда в широком смысле – как набора тех мнений, представлений, характеристик, которые отличают наш регион и влияют на решение туристов ехать или не ехать в Челябинскую область. Когда обсуждается эта тема, с одной стороны, много говорится о том, что у нас действительно много интересных мест, вариантов отдыха, с другой – есть вопросы к инфраструктуре, транспортной доступности, эффективности позиционирования и продвижения»,- открыл дискуссию модератор круглого стола, главный редактор «Коммерсантъ Южный Урал» Артур Якушко.

Генеральный директор АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области» Максим Мельников подчеркнул, что есть существенная разница между тем, какой видят Челябинскую область в самом регионе и за ее пределами: «Например, мы сейчас готовим мастер-план озера Тургояк. Вроде бы у нас считается, что озеро популярно в России, самое чистое после Байкала, что это жемчужина Урала. А оказывается, за пределами радиуса 500 км информация об озере “затухает”. Менее 10% людей, живущих дальше этой границы, вообще знают о существовании Тургояка. Основной туристический трафик к нам идет из соседних регионов – Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Башкирии. Это люди, которые сейчас являются нашей якорной аудиторией. От этого зависит позиционирование нашего туристического бренда – на каком уровне и как мы должны воздействовать на людей, чтобы привлечь их к нам.  Сейчас этот вопрос находится в работе, и нам нужно четко определить региональную стратегию. Не в рамках социально-экономической стратегии региона, как сейчас, а в рамках отдельного документа, в котором обозначены цели, те сильные стороны, которые у нас есть, и с которыми мы должны работать – это природно-экологический туризм (ООПТ и национальные парки), горнолыжные комплексы, промышленный туризм и так далее».

Руководитель комитета по туризму «Опоры России» Олег Сиротин отметил, что бизнесу для более активного участия в развитии сферы туризма необходимо доступное кредитование и устранение ряда законодательных ограничений: «На федеральный уровень выносятся два основных вопроса. Первый – дайте деньги под 3-4%. Хорошие туристические проекты имеют большие сроки окупаемости – не менее 10-15 лет. Вторая забота – надо совершенствовать законодательство, снять ограничения, которые позволили бы построить инфраструктуру соответствующего уровня. Сегодня ситуация складывается так, что, либо мы создадим эту инфраструктуру, и люди будут у нас отдыхать, либо опять будем искать страны, где потратим свои деньги. В целом, я считаю, обстановка сейчас лучше, чем была несколько лет назад, власти воспринимают инициативы бизнеса, шаг за шагом движение идет».

Главный редактор научного журнала «Социум и власть», доктор политических наук Сергей Зырянов представил результаты исследования, проведенного челябинским филиалом РАНХиГС о том, какие плюсы и минусы своего региона выделяют его жители (а именно они составляют значительную часть путешествующих по Южному Уралу людей). «Среди привлекательных черт Челябинской области, которые отмечают жители, и которые можно и нужно использовать для привлечения туристов, красивая природа, перспективы для жизни, добрые душевные люди и “много возможностей для инициативных людей”. Среди тех моментов, от которых региону нужно отстраиваться, слишком суровый климат, мнение, что “здесь жизнь заглохла”, неприветливые люди (такими их считает 13,1%, в то время как добрыми и душевными – 19,7%). На плохую экологию, как оказалось, указывают не так уж много жителей Челябинской области».

Президент челябинской ассоциации туристических организаций Инна Лобода отметила, особенность турпотока в регион – больше половины его приходится на так называемых “диких” туристов: «Это люди, которые сами садятся в машины и приезжают отдыхать. И здесь мы столкнулись с тем, что у нас в регионе очень мало организованных площадок именно для самостоятельных туристов, они почти отсутствуют. Из-за этого получается, что страдает наша природа. В сезон даже сами челябинцы не могут найти себе место, где отдохнуть, у нас не хватает инфраструктуры, отелей, комплексов, баз отдыха, санатории практически все заполнены. Да и не все по деньгам могут потянуть , потому что в Челябинской области достаточно высокие цены на отдых. Поэтому хотелось бы привлекать туристов по демократичным ценам в организованные кемпинги. Цены же высокие, потому что у нас мало объектов размещения. Мы понимаем, что, если поток туристов серьезно вырастет, мы не сможем их принимать».

На проблему нехватки средств размещения указал и директор АНО «Центр туристских инициатив» Алексей Ципордей. «Основная проблема – это круглогодичные средства размещения. Никакого культурно-познавательного туризма не будет, пока у нас все базы отдыха летом заняты, а те, где остались места, очень дорогие. Мы просто не конкурентны по сравнению с другими регионами по культурно-образовательным, познавательным маршрутам хотя бы на 3-4 дня. И мы ограничиваемся пока районом Тургояка, Зюраткулем и другими более или менее адекватными вариантами, а дальше повезти не можем. С объектами показа тоже проблемы – не все готовы даже пропустить один автобус туристов за один раз. Так организованный туризм не работает, привезите два автобуса – и все остановится. По тому, как решать эту проблему, ничего нового не скажу – дайте бизнесу деньги под 0%, и мы все заживем прекрасно».

С ограниченностью номерного фонда, а также отсутствием площадок для выставочных мероприятий сталкивается в своей деятельности и директор «Первого выставочного объединения» Светлана Мещерякова. «У нас нет конгрессного центра, где я могу делать деловые мероприятия. Поэтому я должна за год, как минимум, вписаться в графики отелей. Я 15 лет в бизнесе и все это время говорю, что нам нужен выставочный центр, нужно место для встреч. Раньше была идея сделать в каждом регионе свою крупную выставку. Благодаря этому и появился “Иннопром” в Екатеринбурге, у которого получилось привлечь федеральные деньги и построить экспоцентр. И посмотрите сегодня, что такое “Иннопром” и какие эффекты он дает, сколько одних только гостиниц появилось в городе. Можно много спорить о том, нужен ли такой большой выставочный центр, говорить, что он генерирует убытки, но у нас нет никакого. А ведь перспективы есть, например, Челябинск мог бы стать крупным центром по экологии. Нам в этом плане есть чем гордиться и что показать. В Челябинске мог бы появиться хороший проект, связанный с металлургией».

Директор Челябинского государственного центра народного творчества Оксана Громова отметила важность развития событийного туризма, в частности, таких мероприятий, как Бажовский фестиваль: «Сегодня такая социальная обстановка в нашей стране, что мы ищем точки опоры, нравственные, художественные смыслы, возвращается интерес к традиционным ценностям, и наша деятельность в этом отношении наиболее востребована. У нас фестиваль семейный, творческий, где все открыто, он бесплатный для зрителя и легко заявиться на участие. Мы не берем денег за присутствие в любом “диком” варианте, парковки бесплатные, и эта тотальная доступность привлекает людей. Проблемы тоже есть, они очевидны: мы не настолько комфортны, как хотелось бы. Но благодаря общим усилиям с администрацией Пластовского района мы вопросы, связанные с комфортным пребыванием, постепенно решаем».

Директор Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» Валерий Волик отметил важность участия властей в привлечении туристов к историческим объектам. «Я вспоминал, когда последний раз кто-то из властей обращал внимание на Аркаим. И оказывается, это 2004 год, Петр Сумин – когда построили и сдали действующее здание музея. Оно действует, там работают экспозиции, но прошло почти 20 лет, и у здания не появилось постоянно действующей экспозиции, которая должна была бы идти в ногу со временем. Но мы своими силами все, что зарабатываем, пытаемся вложить в учреждение, в инфраструктуру, которая оставляет желать лучшего. Мы можем принять в более или менее нормальных условиях человек 50. И, подумав об этом, мы в 2020 году собрались с коллективом и решили, что так жить дальше нельзя, надо идти вперед. Мы своими силами разработали стратегию развития заповедника. В 2021 году Алексей Текслер приехал к нам в гости, одобрил концепцию, но сказал, что нужно ее реализовывать не только в рамках Аркаима, но и составлять мастер-план всей прилегающей территории. И сейчас мы вместе с Центром проектного развития территорий и туризма ведем активную работу, разрабатываем мастер-план, где у Аркаима, надеемся, будет уже новая инфраструктура. Появятся новые музейные объекты, более комфортные зоны отдыха для туристов».

 

Метеорит, упавший десять лет назад в Челябинской области, стал одним из символов региона. К этому уникальному событию стали обращаться, в частности, для привлечения туристов на Южный Урал. Но это лишь одна из составляющих туристического бренда области, работу по формированию и продвижению которого ведут региональные власти.

В прошлом году в Челябинской области представили новый туристический бренд, ключевой смысл которого заключался во фразе «В каждом из нас живет путешественник». Акцент в визуальном оформлении фирменного стиля был сделан на узнаваемых природных образах Челябинской области. Одной из главных задач нового бренда было уйти от сложившегося образа промышленного края, с которым сложно выходить на массового туриста, и позиционировать Южный Урал как регион с гостеприимными жителями и красивой природой. Какая работа сейчас идет в этом направлении, и удается ли донести до других территорий желаемый образ Челябинской области?

В рамках круглого стола эксперты – представители региональной и местной власти, туристического бизнеса, рекламной сферы – обсудят следующие вопросы:

  • Каким видят Южный Урал те, кто приезжает или мог бы приехать в регион
  • Какие меры могут принять власть и бизнес для повышения туристической привлекательности Южного Урала
  • Как и насколько удачно встроился челябинский метеорит в развитие туристического потенциала региона
  • Насколько сильны стереотипы о «суровом» промышленном Челябинске. Являются ли они только негативными, или их тоже можно использовать для привлечения туристов
  • Туристические маршруты: как сделать пребывание гостей Южного Урала интересным и насыщенным
  • Как развивается туристическая инфраструктура региона
  • Конкуренция за гостей с другими регионами и странами, ценообразование в туризме.
Поделиться:

Спикеры

  • Максим Мельников
    Максим Мельников

    генеральный директор АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области»

  • Олег Сиротин
    Олег Сиротин

    председатель комитета по туризму «Опоры России», председатель совета директоров ГЛЦ «Солнечная долина»

  • Светлана Мещерякова
    Светлана Мещерякова

    директор Первого выставочного объединения

  • Инна Лобода
    Инна Лобода

    президент Челябинской ассоциации туристических организаций

  • Оксана Громова
    Оксана Громова

    директор Челябинского государственного центра народного творчества

  • Валерий Волик
    Валерий Волик

    директор Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим»

  • Николай Антипин
    Николай Антипин

    историк, заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области

  • Максим Ясько
    Максим Ясько

    руководитель направления по коммерции и маркетингу ООО «Территория Притяжения»

  • Сергей Зырянов
    Сергей Зырянов

    главный редактор научного журнала «Социум и власть», доктор политических наук, профессор

  • Алексей Ципордей
    Алексей Ципордей

    директор АНО «Центр туристских инициатив»

Модератор

  • Артур Якушко
    Артур Якушко

    Главный редактор «Коммерсантъ - Южный Урал»